В Красноярске около 400 агентств недвижимости. В каждом в среднем трудится десять-пятнадцать риелторов. Общее количество представителей данной профессии в таком случае подсчитать несложно. Впрочем, настоящих специалистов среди такого большого числа — немного. Руководители красноярских агентств недвижимости объясняют это тем, что на самом деле при кажущейся простоте работа риелтора сложна и полна рутины.
Профессия риэлтора появилась в России 90-х годах. Тогда многие высококвалифицированные специалисты не могли найти работу по специальности, говорит руководитель земельного отдела красноярского агентства недвижимости «Посад» Татьяна Молтянская. Сама она, признается, что имеет высшее строительное образование, но занимается недвижимостью, потому что эта профессия ей близка по духу.
— Чтобы быть успешным риелтором, эту профессию нужно любить. Для того, чтобы найти нужные покупателю варианты, необходимо «перелопатить» огромное количество информации, правильно понять покупателя и оценить его возможности. Ведь зарплата риелтора зависит от того, как он оперативно и профессионально сработает, — рассуждает она, добавляя, что хороших специалистов найти сейчас, да и всегда очень сложно. — Человек, в первую очередь, должен быть психологом. Ему должны доверять люди, потому что покупка квартиры — одно из важных событий в жизни человека. Риелтору с богатым жизненным опытом легче получить доверие клиента.
Именно поэтому, говорит Молтянская, до 30 лет в профессии делать нечего. В риелторы идут, как правило, женщины. «Мужчины не выдерживают рутины», - поясняет она. По оценкам иностранных экспертов рынка труда, девять из десяти агентов по недвижимости уходят из профессии в течение первых трех лет.
— Я вам скажу больше — 90 % из профессии уходит в первый год. А раньше было — и в первые три месяца, — корректирует статистику генеральный директор компании «Аревера» Константин Попов. — Специального образования риелторской деятельности не существует на федеральном уровне. А все учебные центры, которые есть сейчас — это передача собственного опыта уже состоявшихся профессионалов. На самом деле приход в профессию наполовину случаен. Здесь могут быть и бывшие военные, и учителя, и врачи. Если лет 20 назад в профессию шли в основном мужчины — парни от 20 до 30 лет, то теперь 80 % риелторов — это женщины в возрасте от 30-ти.
Среди качеств хорошего риелтора Попов отметил «умение внятно вести переговоры, быть подкованным юридически и психологически».
В кадровом агентстве «Сибирский профессионал» говорят — резюме риелторов отыскать практически невозможно. Они предпочитают связываться с агентствами напрямую. А вот агентства недвижимости частенько публикуют информацию о вакансиях. Каких бы то ни было особых требований к соискателям при этом обычно не выдвигается.
Чужие деньги считать приятно, но в случае с риелторами это практически невозможно. Здесь все сугубо индивидуально. В среднем комиссия агентства с продажи квартиры составляет около 100 тыс. руб. Риелтор за свои хлопоты получает не больше 40 % от этой суммы. И, казалось бы, что сорвать 40 тыс. руб. со сделки и сделок таких провести за месяц штук десять — дело ерундовое. Но, как и в любой профессии, здесь есть свои канавы. Заработок посредника напрямую зависит от спроса на жилье и наличия квартир на рынке. Сами риелторы неохотно рассказывают о своих достижениях, но все говорят об одном и том же: за месяц можно провести максимум пять сделок, а можно за три месяца — ни одной.
— Это на самом деле рискованная профессия в плане заработка. Он непостоянен. Несмотря на все планерки с руководством и собственные планы в работе, есть очень большой элемент случайности, — говорит Елена Матушина, риелтор одного из красноярских агентств. — Знаю, что есть такое мнение, мол, риелторы это проходимцы, получают деньги ни за что. Могу предложить всем, кто так думает, поработать хотя бы неделю. Не случайно в риелторстве огромный процент текучки — работа не такая простая, как может показаться на первый взгляд.
В числе трудностей Матушина называет и самих клиентов, которые зачастую «риелторов боятся». По ее мнению, рынок недвижимости пока у нас не очень-то и цивилизованный. Случаев, когда агентов «кидают», до сих пор много.
— Мы договариваемся на сделку по купле-продаже, покупатели кивают головой, назначают дату оформления документов, а в последний момент пропадают. Не берут трубку телефона и продавцы. Здесь сразу понятно — договорились напрямую, — приводит в пример риелтор самый частый случай «кидка».
Обиду за профессию Матушиной подтверждает и Попов. По его мнению, настоящих риелторов очень мало.
— Очень большой пласт людей занимается недвижимостью, поскольку здесь крутятся большие деньги. Здесь и новички в профессии, и профессионалы, и мошенники. Их всех называют риелторами. А это неправильно. Настоящий риелтор — это человек, который чаще всего продает квартиру. Он, конечно, иногда помогает покупателям в подборе вариантов, но все-таки правильный и настоящий агент — это тот, кто помогает продавать, — говорит он. — Жилья меньше не становится, его становится только больше. А потому риелторов — для кого-то к сожалению, а для кого-то к счастью — будет только больше.