Режиссер — Шэйн Блэк
В ролях: Роберт Дауни-младший, Гвинет Пэлтроу, Дон Чидл, Гай Пирс, Бен Кингсли, Ребекка Холл, Джон Фавро, Джеймс Бэдж Дэйл, Уильям Сэдлер, Мигель Феррер
Продолжительность — 131 мин
В «Марвел» это называется «Фаза Два» — вторая волна сольных супергеройских фильмов, запускающаяся после коллективного выхода в «Мстителях». Честь открывать новую фазу, как и в первый раз, достаётся Железному Человеку — итак, встречайте «Железного человека 3».
Скажем сразу — тут, конечно, немножко бардак. Элегантной простоты первого выпуска тут не найти — в сюжет напичкано чуть больше телодвижений, чем было бы рационально, от чего структура фильма несколько разъезжается, а важные моменты периодически уплывают сквозь пальцы. Скажем, ребята пытаются немножко сместить фокус — «ЖЧ» традиционно был самым, скажем так, реалистичным из всего марвеловского семейства, в том смысле, что он был скорее про рукотворные механические технологии, нежели про суперспособности божественной или мутационной природы. Здесь же Тони Старку предстоит столкнуться с угрозой нового типа — но внутренние законы её существования и функционирования при этом не всегда чётко прописаны. Если, скажем, про того же Халка мы точно знаем, как он устроен, то с генетически изменёнными гражданами из проекта «Экстремис» такой ясности нет — они то взрываются, то не взрываются, то умирают, то не умирают...
Постановщик нового выпуска Шэйн Блэк, сценарист с огромным стажем, но режиссер всего одной картины гораздо более скромных манер, нежели марвеловский летний монстр, подходит к новому для себя делу с заслуживающим восхищения размахом. Временами его недостаток опыта с масштабными батальными сценами немножко бросается в глаза (периодически боевые эпизоды монтируются с бэевской стремительной бессмысленностью), но в плане фантазии у него всё в норме — в «Железном человеке 3» полно такого, чего мы не видели до этого ни в одном крупном блокбастере. Более того, Блэк делает умный ход и регулярно бросает своего героя в самое пекло без спасительной поддержки его высокотехнологичных доспехов.
«Умный» — вообще правильное слово применительно к «Железному человеку 3»; потому что всё то, что в конечном итоге не только примиряет с многочисленными недостатками фильма, но и перебарывает их, идёт в нём как раз от ума. У Блэка, может, не совсем складывается большая структура, но зато он мастер придумывать сногсшибательные локальные моменты. Он знает, как заканчивать невероятную, стремительную, дух захватывающую опасную сцену внезапным ударным гэгом. Ему хватает смелости и фантазии вывести героиню Гвинет Пэлтроу, вечно весело суетящуюся на втором плане, в главные двигатели сюжета, а потом подарить ей под занавес сразу два без дураков грандиозных момента такого типа, которые в лексиконе бродвейских критиков зовутся «останавливающими шоу».
Блэк, кстати говоря, вообще довольно щедрый автор — сочиняя парад бесконечных острот для главного героя (старая блэковская вербальная магия, благодаря которой тот же «Последний бойскаут» можно цитировать бесконечно, по-прежнему действует как надо), он запросто отдаёт две самые убойные проходному герою, мальчишке, встреченному Тони Старком по пути. И вот эта весёлая, несколько анархистская беспечность в обращении с материалом в конечном итоге делает «Железного человека 3» авторской удачей — ребята, может, и промахнулись мимо ладной и складной большой истории, но зато точно попали в сам дух картин о Железном человеке. То есть, в то самое главное, за чем мы на эти картины и ходим.
Вердикт — несколько вихляющееся и скособоченное, но всё равно в целом годное продолжение любимой металлическо-геройской саги