Режиссер — Хармони Корин
В ролях: Селена Гомес, Ванесса Хадженс, Эшли Бенсон, Рейчел Корин, Джеймс Франко, Гуччи Мэйн
Продолжительность — 94 мин
Четыре студентки так жаждут поехать на традиционные весенние каникулы во Флориде, что готовы ради этого на всё, даже на преступления — вот краткое содержание «Отвязных каникул». И можно было бы сказать, что история эта довольно обычная, если бы рассказывать её не взялся Хармони Корин, режиссер, чьи представления о прекрасном космически далеки от всего традиционного и привычного.
Бросив на фильм поверхностный взгляд можно подумать, что Корин, вечный аутсайдер и нигилист, следующий исключительно собственному своду мало кому понятных правил, пришёл с «Отвязными каникулами» стучаться с повинной обратно в мэйнстрим. Несложная, практически жанровая история, которая не только затрагивает крупный феномен американской культуры, но и потенциально разворачивается в любом нужном (и понятном) направлении — хоть в сатирическом, хоть в морализаторском, хоть в криминально-отвязном. Актёрский состав из серии «Мечта таблоида» — главный многостаночник современного американского кино Джеймс Франко плюс набор юных старлеток с обложек тинейджерских журналов, двое из которых (Гомес и Хадженс) в своё время были юными принцессками продукции компании «Дисней». Модный молодёжный исполнитель Скриллекс в роли сочинителя музыки к фильму. Сладкая глазу фактура, наконец — море, солнце, пляжи, вечеринки, девчонки и мальчишки в бикини и без.
На деле все эти мэйнстримовые маячки оказываются не более чем хитрыми обманками, призванными заманивать ничего не подозревающего зрителя в перевёрнутый мир Хармони Корина. Нет, в нём тоже есть и океанические рассветы/закаты, и светило в зените, и вечная безумная party, и загорелое юное мясо, и девчонки в бикини и без, и криминальная история — но смотрит на это всё автор с какой-то персональной, довольно неожиданной точки. Вернее, неожиданной для тех, кто не видел ни одного его фильма, где режиссёр выступал не столько рассказчиком, сколько таким бесстрашным наблюдателем.
Провести связную историю из точки «А» в точку «Я» — не совсем его метод; ему всегда было интересней ухнуть камерой в самую гущу какой-нибудь удивительной среды и уже изнутри на ходу импровизировать что-то похожее на сценарий. В «Отвязных каникулах» он проделывает ровно этот самый манёвр, с поправкой на то, что теперь фокус смещается со страшного детства в живописном захолустье (как в том же «Гуммо») на безмятежную молодость, счастливо сгорающую в горниле главной студенческой вечеринки года.
«Каникулы» вроде бы следуют тропой четко проложенного сюжета — вплоть до того, что ещё в начале Корин вставляет пару сцен, в которых прямым текстом озвучиваются некоторые из дилемм, с которыми его героини встретятся дальше по ходу событий (про взаимовыручку на лекции по истории Второй Мировой — девчонки, правда, в этот момент увлечены рисованием друг другу похабных картинок — и в церкви на проповеди про искушение), но при этом постоянно отвлекаются — на любование беснующейся молодой плотью, снятой в сладострастном рапиде, на атмосферные визуальные зарисовки, на рассыпающиеся по кадру неоновые блики. Ритмически фильм выстроен примерно как атмосферная музыкальная композиция, выполненная на стыке эмбиента и экспериментального джаза — «Каникулы» то безмятежно дрейфуют, то пускаются в галоп, сцены и реплики внезапно зеркально отражают друг друга или повторяются.
Да, Корин докручивает до конца криминальный сюжет (под занавес имеется полноценная кровавая баня, снятая, правда, в манере, которую и Джонни То бы наверняка посчитал чересчур пижонской), но ни на секунду не позволяет забыть, что бандитские разборки ему ни в коем случае не важны больше, чем сцена, в которой Франко на фоне утопающего в океане закатного солнца исполняет на рояле «Everytime» певицы Бритни Спирс, в то время как вокруг него водят хоровод нимфы в купальниках, розовых балаклавах и с «Калашниковыми» в руках. Наверняка зрителей, привыкших к прямому разговору в кино, подобный постоянный уход от ответа может невероятно взбесить — но, с другой стороны, именно в том и сила Корина: не говоря в «Отвязных каникулах» ничего конкретно, умудриться сказать всё сразу. Он не моралист, не сатирик, не детектив-любитель и не фанатик пальбы — он художник, а эта позиция одновременно в разы мощнее и уязвимее для критики.
Вердикт — прекрасное художественное кино о молодёжи и изнанке американской мечты