В советские времена Узбекистан был действительно процветающей республикой. Наверняка, многие наши родители успели там побывать. Сейчас все наоборот, много узбеков отправляется на территорию нашего государства в поисках лучшей доли. Красноярка Ольга Быкова вместе с семьей не просто побывала в Узбекистане, а исколесила его на собственном автомобиле.
«Давно хотела побывать в Средней Азии, еще со школы, — рассказывает Ольга. Видимо, сказались многократные чтения восточных сказок. В прошлом сентябре мы решили продлить себе лето. И как-то я сразу вспомнила про Узбекистан. Стали планировать маршрут: поездом можно добраться только из Новосибирска. Самолет получался дорого. Мы с мужем прикинули, что на нашей машине (Toyota Prius) получается самый бюджетный вариант. Так оно и получилось, ибо за всю поездку, включая абсолютно все траты, у нас вышло не больше 20 тысяч рублей на человека. При этом поездка получилась крайне интересная и запоминающаяся.
Как вы добирались до Узбекистана?
На своем автомобиле сначала ехали по территории нашей страны, затем пересекли весь Казахстан и оттуда уже доехали до Узбекистана. В общей сложности у нас получилось почти 10 000 километров по земле. Трое суток мы ехали до Узбекистана и столько же обратно, если не считать остановку на день в Новосибирске и таможни. Нас было трое: я, мой супруг и моя сестра. Мы все время чередовались за рулем, поэтому не сильно уставали. В пути ночевали в машине — получилась существенная экономия на ночлеге, да и спать по дороге особо негде.
Как далась вам дорога?
Да, в принципе, хорошо, не считая Казахстана. На протяжении 3000 километров степь, степь и только степь. Дорога прямая, никаких примечательных ландшафтов вокруг, дорожное полотно оставляет желать лучшего. Было утомительно ехать. Плюс то и дело стоят казахские гаишники, которые очень любят штрафовать русских. К слову, за всю поездку мы ни разу не нарушили правила дорожного движения. А вот в Узбекистане нас останавливали постоянно. Не потому, что мы нарушали что-то, вовсе нет. Там эксплуатируется всего несколько марок машин, преимущественно Daewoo. Так вот, останавливали узнать: что у нас за машина («А это что, Audi, что ли?»), как дела, куда едем, а поскольку мой муж — человек достаточно общительный, разговоры с гаишниками могли затягиваться надолго. Потом уже даже перестали документы проверять (смеется).
Каков был ваш маршрут?
Первым пунктом нашего путешествия был прекрасный Самарканд. Вообще, так называемый «Золотой треугольник Узбекистана» состоит из городов: Ташкента, Самарканда, Бухары и Хивы. Все, на этом крупные города заканчиваются, все остальное — деревни и кишлаки. В Самарканде в самом посещаемом месте города, площади Регистан, нам бросилось в глаза большое количество иностранцев: европейцев, китайцев, тогда своих соотечественников мы почти и не увидели. Видимо, организованных групп из России, равно как и самостоятельных русских путешественников, в Узбекистане действительно немного. Хотя и неудивительно, ведь въездная бюрократия там на высоте.
Что ты имеешь в виду?
Есть такая особенность в Узбекистане — все туристы обязаны каждый день регистрироваться в отелях. Есть гостиницы, которые имеют специальные лицензии. В них могут селиться иностранцы. Если лицензии нет, то это гостиницы только для местного населения. На границе тебе выдается въездная анкета, на которой ты указываешь даты пребывания в стране, без этой бумажки тебя из страны не выпустят. Или выпустят, но с большим штрафом. В каждой гостинице, где вы останавливаетесь, обязаны выдать ваучер о пребывании. Его тоже желательно сохранить. Отели для иностранцев, конечно, дороже, чем для местных. Но по российским меркам все равно дешево. Мы платили за ночь $20-30. Сами понимаете, цены совсем не кусачие.
Куда вы поехали дальше?
После Самарканда отправились в Бухару. Между городами вроде бы 300 километров, но ехали мы почти весь день. Там в принципе везде езда долгая, потому что дорог немного, особенно асфальтированных. Если асфальт — значит, федеральная трасса, а она проложена сквозь множество населенных пунктов, где необходимо сбавить скорость, всех пропустить, остановиться купить вкуснейший свежевыжатый гранатовый или виноградный сок... В общем, на дороге кипит своя жизнь.
Бухара — красивый и древний город, ему больше 2500 лет, когда-то через Бухару шел Великий Шелковый путь, и поэтому помимо многочисленных мечетей и мавзолеев можно спрятаться в тени уцелевших караван-сараев. Также в Бухаре существует рынок, который не затихает уже 1000 лет, там до сих пор сохранились постройки, предназначенные для стоянки верблюдов. Да и вообще, именно там нам показалось, что караваны до сих пор еще существуют. Мы как-то нелепо себя чувствовали со своими айфонами и фотоаппаратами на фоне этой восточной аутентичности. Уклад жизни там почти не поменялся: глинобитные постройки, седые старички в национальной одежде с ослами на поводу. За Бухарой начинается пустыня, а в ней еще один город — Хива, который мы решили не посещать.
Почему?
Во-первых, пустыня, мы не были готовы к пути в таких климатических условиях. Во-вторых, не хотели гробить машину, все-таки дорога песчаная, асфальта там нет. В-третьих, и самое главное, бензин. Трудно в это поверить, но в Узбекистане его практически нет. Все машины ездят на газу. Газовых заправок много, бензоколонок крайне мало. Бензин продается на черных рынках втридорога. И, как правило, 80-й, редко 91-й. Конечно, мы читали на форумах, что могут быть проблемы, но такого масштаба не ожидали.
Вместо Хивы мы посетили Шахрисабз. Небольшой, но знаковый город в Узбекистане, родина великого Тамерлана (он же Тимур Амир). Сейчас останки его и его семьи покоятся в Самарканде, гробнице Гур-Эмир. В июне 1941 года археологи решили вскрыть могилу Тамерлана, хотя делать это запрещала надпись на надгробье. Ученых она не остановила. И на следующий день после вскрытия началась Великая Отечественная война. Эту легенду рассказывают в Шахрисабзе абсолютно все. Нам даже удалось познакомиться со стариком, который участвовал при вскрытии гробницы.
Там еще помнят русский язык?
Старшее поколение — да. Молодежь уже нет. Да и молодых мужчин и женщин — по всей стране это заметно — очень мало. Все на заработках в России.
Как там относятся к русским?
Нет никакой агрессии. Наоборот, всегда и везде были нам рады, в особенности, когда узнавали, что мы аж из Сибири. Мы прямо купались во внимании и заботе. Вообще, мы постоянно общались с местным населением: «Хорошо, что есть Россия, там есть для нас работа». Потому что в Узбекистане работать негде. Разве что в Ташкенте. Средняя зарплата по стране максимум 100 долларов. Поэтому-то понятно, почему узбеки у нас, в России, берутся за любую работу. Большинство в Узбекистане живет скромно, зачастую без излишеств, нет даже электричества и воды. Ведь, в основном, жизнь узбека проходит на улице. Там же готовится пища. В 7 утра уже чаёвничают, в 12 — обед, преимущественно плов. Вечером его уже нигде не встретишь.
Да, кстати, расскажи про еду?
Если хотите наесться до отвала настоящих овощей и фруктов, то езжайте в Узбекистан. Все такое свежее, вкусное и дешевое! И даже мясо, ну нигде таких вкусных шашлыков я не ела! Сначала мы питались в цивилизованных заведениях, но потом смекнули, что надо кушать в чайханах. Еда там аутентичнее и вкуснее. Фруктов полно и все стоит копейки. Мы взяли с собой в обратную дорогу килограммы фруктов и овощей, но не довезли половины, испортилось по дороге. Ибо узбеки свои плоды вообще ничем не обрабатывают.
Что еще запомнилось в путешествии?
Бескрайние хлопковые поля. Сбор хлопка в Узбекистане дело семейное и государственное. Закрываются многие магазины и учреждения, все едут работать в поля вместе со старшим поколением. Сбор хлопка происходит трижды в год. Нам удалось застать один из них. Жаль, что государство платит за эту работу недостойные деньги. Также запомнились «дворцы» — я так назвала здания, где празднуют свадьбу. Свадьба для узбека — событие всей жизни, на нее копят годами. Именно поэтому узбеки в России работают и возвращаются в Узбекистан праздновать свадьбу, куда придет минимум сто человек. Кстати, узбеки — они же гостеприимные и радушные — нас несколько раз звали посетить узбекскую свадьбу. Но мы на такую авантюру не решились.
Поехали бы вы еще в Узбекистан?
Да, но только уже не на машине, все-таки сложно выдержать такой автопробег. А между городами можно легко перемещаться на такси. Дешево и быстро. Есть, что посмотреть. Да и русским там, кажется, всегда рады.
Диана Шаталова, интернет-газета Newslab.ru
Фотографии Ольги Быковой