Мы возобновляем рубрику «Поуехавшие» — истории о красноярцах, которые решили уехать в другую страну, найти там работу, жилье. Летом 2011 года об эмиграции думали 21 % населения страны. Для сравнения — 20 лет назад таковых было всего 5%. По данным ВЦИОМ, пятая часть населения России, желающая «свалить», — в основном высокообразованные молодые люди.
В Красноярске их знают многие. Здесь у них остались родные и друзья. Но они предпочли уехать.
Онлайн-разговор. 10 вопросов. Полина Изофатова. Красноярск — Себу.
1. Нужно ли готовиться к переезду? Или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%?
В идеале, нужно ехать к кому-то... (Смеется). Если у вас есть свой человек в другой стране, который уже сам все «пропахал», разузнал, со всеми познакомился и наладил связи, то считайте, что вам несказанно повезло. Я ехала практически в никуда, но потом сама таким образом перетянула не одного своего друга из Красноярска. И мне веселее, и людям помогла. Поэтому и вы поднимайте все свои старые связи и ищите знакомых, живущих за границей. Как правило, мы, «поуехавшие», есть во всех социальных сетях, что помогает не терять связи с дорогими людьми, оставшимися на родине. И да, обязательно выучите английский язык заранее. Все те чудаки, которые владели английским в извращенной форме и приезжали сюда в надеждах на счастливое будущее, покидали страну в течение первого месяца. Но сдаться и всё бросить, как известно, проще всего.
2. Как было в вашем случае?
Это было абсолютно спонтанное решение. Мне предложили контракт на хорошую позицию в туристической компании на Филиппинах. Дали два дня на подумать и неделю на сборы. До этого момента я не раз была в азиатских странах, но про Филиппины не знала ровным счетом ничего. Второпях нашла в интернете только самую общую информацию о том острове, куда меня ангажировали. Два дня от стресса у меня непрестанно шла кровь из носа и слезы из глаз. Друзья сразу разделились на тех, кто кричал, что я ломаю свою жизнь и блестящую карьеру и уезжаю, в лучшем случае, выращивать рис, в худшем — в сексуальное рабство. А также тех, кто выпинывал меня из Красноярска, стращая выражениями: «вечная холодрыга», «завод ферросплавов», «большая деревня» и т.д. Вспомнила принцип: если вам хочется сделать глупость, торопитесь — опередят. Я представила себе что-то типа Майами, утренние пробежки вдоль океана и решила, что это в любом случае лучше, чем ездить всю жизнь по улице Шахтеров и стоять в Копыловской пробке, даже посчитала себя в тот момент «избранной» и побежала покупать чемодан.
3. Переезд за рубеж в вашем случае — это уехать туда? Или уехать отсюда?
Так уж получилось, что жизнь моя всегда была ярка и разнообразна. Учеба на международных экономических отношениях в КГУ, своя квартира, машина, два магазина детских развивающих игрушек, до этого — банковское прошлое на руководящих позициях... Казалось бы, в Красноярске все складывалось у меня чудесно, и причин, чтобы мечтать о какой-то другой жизни, не было. Я очень люблю Россию, русский язык, природу. Ехать «туда» мне крайне не хотелось. Я бежала «отсюда». Причина по-женски нерациональна — я пряталась от слишком назойливого поклонника. Решение было принято, и в течение недели я сдала квартиру, продала бизнес, заплатила налоги, закрыла ИП и вылетела туда, где меня никто бы не нашел.
4. Почему именно эта страна?
Волею судьбы. Наверное, моим ангелам виднее.
5. Пять самых больших различий России и вашей новой страны?
Филиппинцы только что спустились с пальм. Они наивные, добрые, глуповатые и приветливые люди. Они не знают, что такое хамство. Никто и никогда не наорет на тебя и не пролезет без очереди. Однако, жизнь в жаре, где не нужно выживать, а можно просто собрать бутылки и купить горстку риса, наносит отпечаток на их развитие. Их заторможенность выводит из себя. Приходится проводить аутотренинги: «Как владеть своими эмоциями и не настучать по башке тому, кому десять раз объяснил, как правильно делать, а он все равно сделал так, как смог». И конечно, здесь невероятные по красоте природа, острова, пейзажи. Чистый соленый воздух и никаких металлургических заводов. Бывают на Филиппинах, конечно, тайфуны, но зачастую о них я узнаю от своих друзей и семьи из России. Как правило, через дня три после тайфуна на каком-нибудь отдаленном филиппинском острове, мне разом начинают писать все обеспокоенные друзья, спрашивая, жива ли я (Смеется).
6. Вы чувствуете себя чужой в новой стране?
Я как в песне: «Ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал». Мне не хватает «русскости». Я русская до мозга костей.
7. Трудно ли найти работу/жилье?
Самостоятельно, на месте, быстро — очень трудно. Все решают связи. Ими ты обзаводишься в процессе. Где-то кто-то обмолвится про жилье или про работу, кто-то тебя где-то порекомендует. А так, сразу по прилету что-то искать — я бы точно на такое не подписалась.
8. Уезжая из России, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
С друзьями. В Красноярске меня окружают какие-то совершенно потрясающие, яркие, красивые, успешные люди с уникальным чувством юмора. Я знала, что просто хорошие люди мне еще встретятся, а вот найти людей, кто с тобой на одной волне — очень сложно. Так и случилось. Здесь много экспатов со всего мира: англичане, американцы, канадцы, австралийцы. Все они очень веселые, но они не знают, кто такой Высоцкий, с ними не попрыгаешь под «Мумий тролля», не почитаешь стихи Асадова, не споешь «Звезду по имени Солнце» и не обсудишь новости о Жириновском. Слушая английский анекдот, ощущаешь чувство легкой неполноценности.
9. Экономика вашей жизни в новой стране: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег?
Здесь не нужно менять зимнюю резину, покупать демисезонные сапоги, кремы для рук, ног, лица, век, кутикулы. Не нужно копить на пуховик, дубленку и шубу. Никому не нужны ваши модные тряпки. Здесь нет страха, что ты не в тренде. Ты живешь в абсолютной расслабленности, как овощ на грядке. К этому я привыкала долго. Приезжая в Россию, все вышеупомянутые «ценности» кажутся, по меньшей мере, странными.
10. Сколько вы уже живете на Филиппинах? Были ли мысли вернуться в Россию?
Поначалу все это казалось страшным сном. Никакого Майами, как вы догадываетесь, я тут не нашла. Я увидела деревню. В прямом смысле. Козы, петухи, летающие тараканы, дети без трусов, ни друзей, ни машины, ни флага, ни родины. Трое русских на всем острове, с которыми хотя бы можно было разговаривать на родном языке. Впервые в жизни меня обокрали. Дважды. За неделю. Местный филиппинский колхоз меня называл расисткой. Я рыдала и готова была простить всё и всех, лишь бы меня забрали обратно. Я готова была сама бежать, плыть, лететь обратно, но... решила выдержать эту битву с самой собой. И вот теперь, прошло больше двух лет, как живу на Филиппинах. О тех первых месяцах и не вспоминаю. У меня интересная работа — я стала совладельцем крупной компании в Гонконге, есть близкий человек рядом, путешествия, красивый большой дом, бассейн, море, свежие фрукты, свежие морепродукты и бесконечное лето. Я добилась всего этого сама. Я счастлива. Уезжая в другую страну, вы должны понимать, что вам придется пройти через боль разлуки, культурный шок, обман ожиданий, крушение стереотипов. Если вы способны смеяться над своими приключениями и казусами, то удача обязательно случится. Ничего не бойтесь, никогда не сдавайтесь и жизнь вам отплатит самыми лучшими и яркими впечатлениями.
Диана Шаталова, интернет-газета Newslab.ru
Фото Полины Изофатовой