В прокат выходит «Тихоокеанский рубеж», первый за пять лет фильм мексиканского кудесника Гильермо дель Торо, который, хочется надеяться, станет большим хитом. Понятно, что если это случится, в Мексике впору будет устраивать большой праздник — дель Торо всё-таки один из самых успешных и признанных во всём мире её представителей. Хотя и без него стране есть, кем гордиться — давайте посмотрим на самых талантливых и знаменитых её сынов, отличившихся на ниве кинематографа.
Альфонсо Куарон
Ровесник и соратник дель Торо, Куарон начинал на мексиканском телевидении и постепенно выбился в постановщики кино с собственным именем, нового фильма которого («Гравитация») ожидают с некоторым восхищенно затаённым дыханием. Такого положения вещей Куарону удалось добиться благодаря очень грамотной и уверенной работе с фильмами — в его послужном списке не найти двух похожих фильмов, но все они при этом отличаются высочайшим уровнем технического исполнения. Куарон легко и с удовольствием работает с крупными студиями, ввязываясь в коммерческие проекты — для своего первого фильма в Америке он выбрал современную экранизацию «Больших надежд» Диккенса, а спустя ещё пять лет не побоялся замахнуться и на «Гарри Поттера». Впрочем, после потрясающего «Дитя человеческого» Куарон укрепил свою репутацию современного автора — и «Гравитацию» ждут именно как нового фильма маэстро.
Алехандро Гонсалес Иньярриту
Ещё один мексиканец, выскочивший на мировую сцену уже в новом веке, Иньярриту несёт своё латинское происхождение с высоко поднятой головой — его страстные, драматичные фильмы совершенно не стесняются тех навороченных страстей, что в них бушуют. Стартовав отчаянной «Сукой-любовью», проложившей актёру Гаэлю Гарсии Берналю вместе с «И твою маму тоже» Куарона мостик к мировой известности, Иньярриту уже во втором фильме работал с голливудскими звездами (трио Пенна, Уоттс и Беницио дель Торо в «21 грамм», пожалуй, лучшем фильме Иньярриту), а в третьем, международном эпосе «Вавилон», доснимался до персональной номинации на «Оскар» за лучшую режиссуру. Сейчас, кстати, Иньярриту снимает комедию — поверить в это, конечно, довольно сложно, но список тех, кто уже в эту историю поверил (Эмма Стоун, Майкл Китон, Эдвард Нортон, Наоми Уоттс), внушает надежды.
Карлос Рейгадас
Возможно, самый загадочный из ныне действующих мексиканских режиссёров, Рейгадас материализовался на фестивальных радарах в 2002-м году со своим дебютным фильмом «Япония», который принёс ему «Золотую камеру» за лучший дебют в Каннах. С тех пор он снял ещё три одинаково труднопостижимых картины, «Битва на небесах», «Безмолвный свет» и «После мрака свет» — размеренные, немногословные, жертвующие понятным и стройным нарративом ради насыщенного символизма. Кино Рейгадаса — это, конечно, кино нелёгкое, но если подобрать к нему ключик, то такого переживания, как в его фильмах, не сумеешь получить больше нигде.
Алехандро Ходоровски
Великий мексиканский сюрреалист, Ходоровски вошёл в историю киног двумя картинами, сделанными в начале 70-х, «Кротом» и «Святой горой» — такими монументальными памятниками той оголтелой свободе, с которой граждане расширяли своё сознание при помощи соответствующих веществ в соответствующий временной период. Позже, на рубеже 90-х, Ходоровски снял ещё два фильма, «Святую кровь» и «Похитителя радуги» — и снова затих на пару десятилетий. Видимо, тот насыщенный, крепко настоянный сюрреализм, что обычно наполняет его картины, действительно не терпит суеты и требует продолжительной подготовки.
Луис Бунюэль
Технически мексиканец Бунюэль появился на свет в Испании, а жил и работал, помимо Мексики и Испании, в том числе и во Франции — но именно в Мексике он провёл свои самые плодотворные годы, сняв около двадцати из своих тридцати с лишним картин. Увлекшись идеями сюрреалистов ещё в студенческом возрасте, Бунюэль стал соратником и приятелем Сальвадора Дали — вместе они сделали знаменитого «Андалузского пса», первый фильм Бунюэля. В Мексике Бунюэль жил и работал с 1945 по 1965 год — и, собственно, один из первых его мексиканских фильмов, «Забытые», сююреалистическая драма про уличных подростков Мехико, принесла Бунюэлю звание лучшего режиссера на Каннском кинофестивале. За «Виридиану», сделанную в 1961-м, Бунюэль и вовсе увёз в Мексику «Золотую пальмовую ветвь» — в общем, внёс довольно серьёзный вклад в сокровищницу мирового кино.
Сергей Мезенов