Север Красноярского края всегда считался местом суровым. Жить и работать там могут лишь люди, сильные духом. Быть на Таймыре властью — испытание то еще. Огромная ответственность, постоянная борьба с километрами и погодными условиями, десятки тысяч людей за спиной, чье благополучие и комфортная жизнь зависит от принятых тобой решений. Самый яркий пример — ежегодный «северный» завоз, который вот уже несколько лет проходит стабильно хорошо.
В этом году «северный» завоз практически завершен. Осталось поставить необходимые ресурсы лишь в два поселка. Трудности возникли из-за неблагоприятных погодных условий, однако благодаря своевременной реакции районной администрации недочеты удалось свести к минимуму.
Мнение
— Работать на севере края очень сложно, но это такая абстрактная оценка. Здесь не обойтись без примеров, — рассказывает Дмитрий Кипнис, глава краевого агентства государственного заказа, который долгое время сам проработал на севере края.
Самый показательный пример, безусловно, это «северный завоз». По словам Кипниса, в советское время за его успешное выполнение ответственным людям давали ордена. Сейчас — несмотря на прогресс — легче не стало. Разве что парк судов обновился, но ответственность не уменьшилась ни на грамм.
— С «северным» завозом этого года администрация Таймыра справилась успешно. Отмечу, что во многом «северный» завоз зависит от погодных условий. От этого никуда не деться. И этот год был очень тяжелый, — рассказал он.
— Поставки были спланированы с использованием традиционных маршрутов — максимальное количество топлива, как твердого, так и жидкого, завозится у нас в период навигации морским и речным водным транспортом, — описал ситуацию глава администрации района Олег Шереметьев. По его словам, сегодня можно говорить о стопроцентной готовности всех объектов энергетики и ЖКХ Таймыра к предстоящей зиме. Паспорта готовности получены со всех технологических переделов энергетики и ЖКХ. — Тепло в дома горожан будет подаваться в необходимых объемах. В поселках проведены масштабные работы по модернизации объектов инфраструктуры. В Хатанге переходим на местное топливо. Объекты социальной сферы района также полностью готовы к работе в зимний период.
По словам Кипниса, «авось» с «северным» завозом не проходит, к нему нужно тщательно готовиться.
— Многое зависит от координации людей. Из Красноярска мы все это не очень хорошо видим. Нам кажется, что все идет по накатанной. Но это тяжелейшая работа, в которой участвует тысяча людей, — говорит глава агентства.
Пример того, что может быть из-за неправильного отношения к «северному» завозу — нынешняя ситуация в Якутии, где часть грузов до места назначения не доставили из-за того, что суда «вмерзли» на большой воде.
Национальный вопрос
— Такие случаи были и на Таймыре примерно 12 лет назад. Сейчас последние годы все нормально. Главное, чтобы администрация района понимала всю ответственность и располагала ресурсами. А она сейчас понимает и ресурсами располагает. Вообще, если сказать формально, то Таймыр не сильно отличается от других территорий. То, что делает глава администрации Таймыра, должен делать и глава администрации любого другого района. Единственное различие — это нюансы. Связаны они с географией — на Таймыре невозможно сесть и просто на машине объехать все свои «владения». С некоторыми населенными пунктами ежедневные общение и контроль их жизнедеятельности возможны только по рации, — переходит к другим примерам Кипнис.
Второй нюанс, по его словам, национальный. «Плюс Таймыр — это единственный район у нас, где есть кочевое население. Только в носковской тундре постоянно кочуют около 2000 человек. И большинство из них даже не говорит по-русски. И контакт, и работа с ними — это особая специфика в деятельности администрации муниципального района».
Лучше всего о работе администрации района с коренными малочисленными народами говорят цифры и факты краевого уполномоченного по правам коренных малочисленных районов Семена Пальчина, который ежегодно докладывает о положении дел Законодательному Собранию края.
Так, за последние годы среди народностей Таймыра статистики насчитали увеличение населения, что бывает не часто. Причина — более пристальное отношение властей к «квартирному вопросу». У людей появилось жилье или понимание, что в ближайшее время они это жилье получат.
— За два последних года в трех поселках: Тутончанах и Кислокане Эвенкийского муниципального района и поселке Носок Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района построено и передано наиболее нуждающимся жителям из числа малочисленных народов 12 одноквартирных и 2 двухквартирных дома. В 2012 году построено еще 9 одноквартирных домов в поселках Носок, Тухард, Усть-Порт и Караул Таймырского муниципального района, — говорится в последнем докладе.
Леонид Слуцкий, интернет-газета Newslab.ru