На минувшей неделе в краевом центре прошел фестиваль «Все куклы в гости к нам», который был приурочен к 75-летнему юбилею Красноярского театра кукол — цифре, вызывающей в таком контексте отнюдь не марионеточный трепет. Мероприятие получилось весьма симпатичным, хотя в некоторой степени камерным: минимум рекламы и информационного внимания, не всегда полные залы — и это при наличии действительно любопытных постановок.
Сразу на трех городских площадках свои спектакли показывали коллективы из Железногорска, Новокузнецка, Омска, Томска, Ханты-Мансийска, Братска, Кемерово и Иркутска. Список гостей мог быть еще представительнее, однако тому помешали организационные и финансовые трудности. По словам главного режиссера красноярского театра Владимира Гусарова, всю работу по подготовке мероприятия пришлось проводить в ограниченные сроки; в какой-то момент были сомнения в том, что форум вообще состоится, поскольку краевой бюджет переживал очередную оптимизацию, и чиновничьи ножницы кромсали денежную ведомость вкривь и вкось. Не дождавшиеся конкретного приглашения новосибирцы, читинцы и абаканцы занялись своими делами. Изначально же задумка у красноярских кукольников была еще грандиознее: сделать фестиваль конкурсным, пригласить достойное жюри, в том числе из-за рубежа, привезти не только работы сибиряков, но и спектакли-золотомасочники: например, «Снеговика» театра кукол им. Образцова или «Колобка» питерского Большого театра кукол.
Не сложилось; в итоге, фестиваль приобрел характер регионального и скорее внутрицехового события, что вполне соответствует истории форума; собственно, в 1998 году бывший директор красноярского театра Александр Берегов и задумывал его в качестве дружеских посиделок для директоров, режиссеров и артистов сибирских кукольных театров. Помимо показов в программе были мастер-классы от питерского театрального педагога Александра Стависского и критика Анатолия Кулиша, посвященные языку театра кукол, а по вечерам проходили капустники с участием приезжих актеров.
В афише фестиваля значилось одиннадцать спектаклей для детей и подростков всех возрастов; впрочем, я в очередной раз укрепился в субъективном мнении, что возрастные грифы для кукольных постановок расставляются при помощи генератора случайных чисел. Например, новокузнецкий театр «Сказ» презентовал занимательную «Серенаду» по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека в постановке Юрия Самойлова (14+). Крайне поучительная история о том, как коварный лис одну за другой соблазняет добродетельных куриц, играя на их страстях и, собственно, на музыкальном инструменте, обошлась вовсе без маленькой публики, хотя ничего «излишне» взрослого в спектакле не наблюдалось. Сверкали в полумраке разноцветные дверцы, квохтали любопытные куры, руки в белых перчатках перебирали струны музыкального инструмента, да романтический голос невидимого лиса жаловался на одиночество — лаконично и изящно.
С другой стороны, наши соседи из города-сателлита, железногорский «Золотой ключик», привезли постановку, который повергла меня в шок и панику. Надрывная рок-притча «Корабль-туча» режиссера Юрия Уткина (8+), кажется, способна нанести психологическое ранение средней тяжести даже взрослому человеку. Мрачный, абсолютно статичный спектакль повествует о том, как сын одинокой матери, окончив мореходное училище, перебрался в другую страну, а потом вернулся оттуда на военном корабле, сровнял родной город с землей и оставил старушку умирать под развалинами, за что был проклят и превращен в призрака. Из иллюминаторов исполинского макета сочится тряпочная кровь, вокруг инфернального капитана клубятся змеи, потолок сотрясает истерическая фонограмма, артисты заламывают руки, а куклы с каким-то холодным недоумением взирают на притихших зрителей. Справедливости ради, сидевший слева от меня парнишка в какой-то момент громко прошептал своему соседу что-то вроде: «А мне старуху жалко». Но стоило ради этой реплики сорок минут бить по залу тяжелой артиллерией?
Были и другие примечательные спектакли; например, «Сказки с небесного чердака» иркутян из театра «Аистенок» или восстановленная «Черная курица» Владимира Гусарова. А по случаю фестиваля в красноярские кукольники анонсировали грядущие премьеры сезона: «Чук и Гек» в постановке упомянутого выше Стависского, музыкальный «Айболит», возможно, «Синяя птица» Метерлинка, лермонтовский «Ашик-Кериб» и шекспировская «Буря». Планов множество; главное, чтобы в процессе осуществления они не утратили масштабности.
PS. В качестве бонуса — свежий текст с картинками от коллег из «КП»: о юбилейном Красноярском театре кукол и немножко о фестивале.