Так называемое Нижнее Приангарье ещё десять лет назад было совсем другим. С тех пор, как в 2006 году был утвержден инвестиционный проект по комплексному развитию этой территории, здесь многое изменилось. Заработала Богучанская ГЭС, от которой тянутся ЛЭП до самой Иркутской области, достраивается алюминиевый завод и лесоперерабатывающий комплекс, в глубине тайги появились хорошие дороги, а через Ангару протянули мост.
Всё перечисленное — лишь часть того «урожая», который уже взошёл на приангарской земле благодаря симбиозу бизнеса и власти. Проект по развитию Нижнего Приангарья стал, пожалуй, одним из крупнейших в России, который строится по схеме государственно-частного партнерства. Инвесторы за свой счет возводят здесь предприятия, а власть выполняет социальные обязательства: проводит электроэнергию по территории региона и строит комфортную инфраструктуру для местных жителей.
В целом стоимость проекта-гиганта составила 274,4 млрд рублей, при этом каждый пятый рубль из этих расходов заплатило государство. В частности, в зоне ответственности правительства Красноярского края — те самые линии электропередач и подстанции, переселение людей из затапливаемых деревень в новые добротные дома, возведение новых школ, детских садов, пожарных депо и многое другое. На всё это край уже потратил около 1 млрд рублей.
Не в деньгах счастье
Сегодня проект вступил в завершающую стадию. И действительно, уже построено семь из восьми объектов схемы выдачи мощности — по ним электроэнергия БоГЭС поступает в Единую национальную энергосистему России. Достраиваются промышленные предприятия, которые, несмотря на формальный статус «незавершенных объектов», уже вносят свой налоговый вклад в районную, краевую и федеральную казну. К примеру, инвесторы БоАЗ с 2007 по 2013 годы уплатили в краевой бюджет около 340 млн рублей, а в федеральный и того больше — 674 млн рублей налогов. А от владельцев ЛПК и БоГЭС местный бюджет уже получил по 18 млн. В официальных документах значится, что по прогнозам инвесторов БЭМО, объем налоговых поступлений до 2020 года составит 26,1 млрд рублей.
Впрочем, самим жителям Кежемского, а также Богучанского, Мотыгинского, Енисейского и Северо-Енисейского районов от этих цифр на бумаге ни холодно, ни жарко. Для них важнее, что в отдаленных от краевой столицы населенных пунктах появились высокооплачиваемые рабочие места. Только на алюминиевом заводе за первую половину этого года создано почти 600 рабочих мест, а на саму ГЭС после возобновления стройки (её начали строить в 1974 году) съехалось около 3,5 тысяч человек.
Нет худа без добра
Особенно рады работе жители Кежемского района, которых переселили из зоны затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС. Массовый переезд тоже лег на плечи краевого правительства в лице министерства экономики и регионального развития. В большинстве деревень и сел, попавших под воду — а их насчиталось 33 — работы хватало далеко не всем. Жили, по сути, земледелием, охотой и рыбалкой. Сейчас эти 5186 переселенцев живут в городах Красноярского края и Хакасии, место жительства каждый выбирал себе сам. Кто-то перебрался на юг, в Минусинск, кто-то переехал в Саяногорск, Ачинск, Боготол, однако большинство остались в родном Приангарье, переехав в районный центр — город Кодинск.
К слову, здесь для новоиспеченных жителей возвели целый микрорайон малоэтажных домов из клееного бруса. В «мини-рублевке», как между собой называют этот квартал жители Кодинска, поселятся 132 семьи, 88 квартир уже заселено.
«Мы раньше жили в поселке Временный, в конце 2011 года отметили новоселье здесь — переехали с мужем, детьми, тогда ещё отец был жив, — рассказывает одна из жительниц микрорайона в Кодинске Валентина Зверева. — Мы там жили в частном доме, если честно, в трущобе... А сейчас приезжают родственники из Мурома, друзья из Красноярска и Ангарска, и удивляются, как у нас хорошо, уютно, сравнивают со своими квартирами. Я здесь долго не просиживала, устроилась на работу в считанные дни, а мои землячки — теперь мои соседки, скучать не приходится. В общем, дай Бог здоровья тем, благодаря кому мы здесь».
Всё под контролем
Конечно, за годы реализации этот проект обрел не только сторонников. К примеру, много скептиков было в поселке Заледеево, где тоже поселились переселенцы: там с 2007 года начали строить кирпичную двухэтажную школу на 264 ученика. Это был неслыханный проект — дети-то учились в деревянной школе с удобствами на улице. Немудрено, что когда школу разобрали из-за проблем с фундаментом, сельчане разочаровались, а СМИ писали о несостоятельности проекта и «закопанных миллионах». Сейчас, когда на школе уже смонтирован фасад, а сам объект считается одним из самых динамичных на территории края, противников проекта становится меньше.
Кроме школы, в Кежемском районе появятся еще 22 социальных объекта: учреждения и инженерные сети, школы, детские сады, водозаборы, котельная, очистные сооружения и многое другое. Привычными для местных жителей стали визиты руководства министерства экономики и регионального развития Красноярского края, ответственного за проект по развитию Нижнего Приангарья. Уже сегодня в Кодинске работает школа, которая по оснащенности не уступает красноярским. Здесь учатся около 300 ребят, хотя вместить она может в три раза больше. Появились дороги, автовокзал, лечебные корпуса больниц... А ведь всего этого могло бы и не быть.
Елена Николаева, интернет-газета Newslab.ru