Главная
>
Статьи
>
«Идиотам просьба не беспокоиться», Тибор Фишер
Москва, издательство Аст Ермак, 2004г.

«Идиотам просьба не беспокоиться», Тибор Фишер
Москва, издательство Аст Ермак, 2004г.

11.02.2004
5


«Идиотам просьба не беспокоиться»

Идиотам просьба не беспокоиться…
Так назвал свою третью книгу великий провокатор и философ Тибор Фишер.
Выпускник Кембриджа.
Друг Ирвина Уэлша, автора нашумевшего "Трэйнспоттинга".
Номинант и победитель престижных литературных конкурсов.
Уставший сорокалетний человек.

Don't Read This Book if You're Stupid…
- так и хочется открыть книжку и начать глотать рассказы, используя вместо ложки результаты тестов Айзенка.

Герои историй Фишера тоже не дураки. Да, они неудачники, не сумевшие вписаться в поворот социального хайвэя на своих старомодных и немолодых машинах. Более того, они и припарковаться-то в положенном месте не в состоянии. На таких, как они, косятся прохожие, их опасаются домохозяйки. И получают в ответ такие же косые взгляды.

Утренний псих был на месте. Гай подумал, что в плане концентрации полоумных на квадратный дюйм Брикстон безоговорочно держит первое место в мире. В свое время он поездил по миру: жил в больших городах, видел много печали, уродства и грязи, но по количеству клинических идиотов Брикстон был недосягаем. Жаль только, что ничего с этого не поимеешь.
(«А потом тебе скажут, что ты надрался»)

Живописуя своих «людей с каким-то прошлым и совершенно никаким будущим», Фишер не только скорбит, но и шутит. Причем делает это в лучших традициях ироничного английского юмора. Это не смех вместе с героями, это смех над ними. Впрочем, только ли над ними?

Никто не знает, когда появилась живопись, двадцать или тридцать лет назад, кому как угодно. Но я могу точно сказать, когда история живописи закончилась. В девять часов девять минут девятого сентября 1999 года. Когда я положил завершающий мазок на полотно, которое, я знал, будет моей последней работой и последней работой в мировой живописи вообще… Я специально выбрал такую дату, которую будет легко запомнить студентам, изучающим историю изящных искусств; на самом деле я закончил картину восьмого сентября, но оставил завершающий мазок назавтра – ради эпохальной аккуратности.
(«Автопортрет в образе вспененной смерти»).

Такое чувство, что, воссоздавая наш мир, Тибор Фишер перепутал банки с красками и вместо голубого и розового намешал мутно-серый и грязно-белый. Именно поэтому в историях Фишера пятьдесят фунтов стерлингов есть пятьдесят бесполезностей; гениальный компьютерный программист боится разговаривать по телефону и прозябает в каморке два на два; интеллектуал в футболке с надписью «Книжный Червь» ночует в книжных магазинах и моется в гостиничных сортирах.

Но самое странное не в этом. Читая эти рассказы, проникаешься мыслью, что все так и должно быть, и начинаешь презрительно морщить нос в сторону прыщавых миллионеров-алкоголиков в шортах, досаждающих нашим асоциальным друзьям.

Вот она, волшебная сила искусства!

Анна Андерсен

Рекомендуем почитать