По последним данным, душевными расстройствами разной степени страдают более четырех миллионов россиян. Всего же помощь психиатров нужна почти 20 млн человек. Newslab.ru поговорил с психиатром Светланой Остапенко о том, лечится ли весенняя депрессия, как распознать нервные расстройства за «масками» других болезней и об особенностях психических расстройств в Красноярске.
Победить депрессию
Межсезонье — самый непростой период для организма любого, даже здорового человека. Перепады температуры, скачки атмосферного давления дают о себе знать, в том числе и в виде нервных срывов. Однако, говорит заведующая отделением психотерапии Краевого психоневрологического диспансера Светлана Остапенко, не стоит мириться с весенней или осенней хандрой — с ней можно и нужно справиться.
— Ошибочно считать, что весна и осень — это период обострения только лишь психических болезней. В переходные периоды, когда от организма требуется максимум усилий, чтобы перестроиться на новый сезон, усугубляются и другие заболевания, чаще всего хронические. Сильное колебание температуры, атмосферного давления, накопившийся к весне недостаток витаминов — все это сказывается на возможностях адаптации организма к новым условиям. Иногда у организма просто не хватает сил и происходит срыв, в том числе и срыв нервной системы. Осенью же, когда световой день сокращается, в организме хуже вырабатывается гормон хорошего настроения — серотонин.
То есть «весеннее обострение» — это вовсе не штамп?
Безусловно, нет. Но и говорить о том, что весной к психиатрам выстраивается нескончаемая очередь, тоже нельзя. Разбежки между общегодовой и весенней статистикой небольшие. Это касается как нервных расстройств — депрессий, неврозов, тревожностей, так и, так называемых, истинных психических заболеваний — шизофрении, биполярного расстройства и других.
Как можно обезопасить себя от «весеннего обострения»?
Набор рекомендаций, думаю, знаком многим. Подчеркну, что они касаются именно нервных расстройств. Первый совет — полноценный сон, минимум восемь часов. Желательно ложиться спать с учетом биологических ритмов, то есть не позднее 23 часов. Именно во время сна организм восстанавливает и накапливает силы, необходимые ему для того, чтобы справиться с происходящим вокруг. Второе — это питание: чем более оно сбалансировано, чем больше в нем витаминов и минеральных веществ, тем больше внутри вас возможностей для того, чтобы выстоять в переходный период. Третье — физическая нагрузка. Это одно из условий того, что человек легче справляется со стрессом, как физическим, так и психологическим. Физическая активность, с одной стороны, способствует выработке в организме необходимых для стабильной психической деятельности нейромедиаторов, с другой — это хорошая разрядка для любого психического напряжения. Положительно скажется на здоровье и закаливание, оно способствует нормализации тонуса сосудов. Словом, в здоровом теле — здоровый дух.
Все болезни от нервов
По данным Минздрава России, сегодня в помощи психиатров в той или иной степени нуждается не менее 14% населения страны. Цифра эта неумолимо растет от года к году. Уже через пять лет, к 2020 году, депрессия обещает стать второй в списке самых распространенных заболеваний в мире после сердечно-сосудистых болезней. Красноярск в тренде неутешительной российской и мировой статистики.
— За последние 10-15 лет число психически больных людей практически не изменилось. А вот в вопросе неврозов прослеживается явная динамика — число таких больных возрастает от года к году. Это хорошо видно и по нашему отделению психотерапии: за последние несколько лет мы существенно расширили штат. И специалисты не сидят без работы, желающих обратиться очень много. Меняется и характер расстройств — на первое место выходят тревожные расстройства. Сегодня в 90% случаев люди обращаются с депрессией в сочетании с тревогой и паническими атаками.
Почему растет число нервных расстройств?
Однозначного ответа нет. Но большинство психиатров сходится во мнении, что причина в ритме жизни. Люди в России, как и в других развитых странах, загнаны высоким темпом жизни. Зарабатывая на более-менее комфортное существование, они совершенно не задумываются о том, как это сказывается на их психическом здоровье.
То есть депрессии, навязчивые состояния не знают ни пола, ни возраста?
Что касается возраста — да. К нам приходят и совсем юные пациенты, и люди пенсионного возраста. Что касается пола, то около 70% тех, кто обращается — это женщины. Благодаря своим гормональным особенностям, они более эмоциональны, охотнее идут на прием к психотерапевту или психологу. Представителям же сильного пола труднее признать свои слабости.
Можно ли самостоятельно понять, что у тебя есть проблемы с психикой?
Есть несколько «звоночков», говорящих о проблемах с нервной системой. Чаще всего это нарушение сна. Человек перестает справляться с привычными для себя нагрузками. То, что раньше давалась легко, вдруг требует больших усилий, вызывает напряжение. Еще один симптом — частое изменение настроения и неадекватная раздражительность, когда любая мелочь, например, громко говорящий человек, выводит из себя. В некоторых случаях теряется интерес к жизни: человек вдруг осознает, что раньше он чего-то хотел, строил планы, а сейчас полная апатия. Справиться с легкими формами нервных расстройств можно самостоятельно. Для этого нужно нормализовать режим труда-отдыха и пропить курс успокаивающих препаратов. Все они хорошо известны и продаются без рецептов — это настойки валерианы, пустырника, другие седативные средства. Но если проходит неделя, вторая, третья, а человеку также тяжело или его состояние даже усугубляется — это повод обратиться к врачу.
Сколько времени уходит на то, чтобы вылечить невроз или депрессию?
Все зависит от степени тяжести. Чаще всего пациенты приходят поздно, когда они буквально сроднились с нервным расстройством, потеряли веру в то, что могут вновь быть здоровыми. В среднем на лечение серьезно запущенного заболевания нужно не меньше трех месяцев. К процессу мы всегда подходим комплексно: это и медикаментозное лечение, и различные психотерапевтические методики. Например, групповые сеансы аутогенной тренировки, где человека обучают навыкам саморегуляции и расслабления. Безусловно, это всегда рациональная психотерапия: пациенту важно объяснить его состояния и показать возможности выхода из него.
Как часто в своей практике вы сталкиваетесь с психосоматикой, когда нервные расстройства выдают себя за какие-то другие болезни, например, гастрит или проблемы сердца?
Подобных обращений у нас немало. В психиатрии даже есть такое понятие как «маскированная депрессия», когда нервное расстройство прячется за маской соматических симптомов. Человек может обойти всех специалистов — гастроэнтеролога, эндокринолога, кардиолога и только после того, как у него ничего не находят, он идет к психотерапевту. То есть если у вас болит желудок, возможно, проблемы не в желудочно-кишечном тракте, а в голове. Часто бывает, что человек проходит различные обследования, у него не находят никаких заболеваний, но он не верит врачам и идет в другую больницу. Есть примеры, когда некоторые наши пациенты длительное время ходили по врачам, тратили деньги, страдали от приступов и только в конце приходили к нам. К сожалению, никто, в первую очередь, не задумывается о том, что дело в психической деятельности.
Люди боятся признаться, что у них нервное расстройство или стесняются этого?
Мы недооцениваем роль нашей психики. Есть стойкое обывательское мнение: когда с головой что-то не в порядке — это очень стыдно. Когда болит сердце — это болезнь, а признать, что «что-то не так с головой» ... я что, совсем дурак... Часто люди не могут признаться в этом даже сами себе, хотя неврозы — это такое же заболевание, как и любое другое. Есть еще одно общее заблуждение, что обращение к психиатру как-то усложнит жизнь в будущем. Якобы это создаст проблемы при трудоустройстве, получении прав — в общем везде, где требуется справка из психоневрологического диспансера. Но люди должны четко понимать, что обращение к психиатру с депрессией или фобией — это не то же самое, что учет психически больных людей. Это консультативное наблюдение, за которым человек обращается, когда считает нужным. В будущем его никто не собирается контролировать или вызывать для обследования.
У Красноярска и края в сравнении с другими регионами страны есть какая-то своя специфика в вопросе нервных расстройств?
Если говорить про Красноярский край, довольно часто с затяжными депрессиями к нам обращаются пациенты из Норильска. На мой взгляд, это во многом обусловлено аномальными природными условиями — коротким световым днем и холодом. Если сравнивать нас с другими регионами России, то мы ничем не отличаемся. А вот крупный промышленный центр — Красноярск, Новосибирск, Москва и какой-то сельский район отличаются — в последнем депрессий будет меньше. Там другой ритм жизни, свежий воздух, физическая активность, работа, которая более монотонна, но в тоже время не преподносит каких-то психологических встрясок.
Психбольные на учете
Психиатрическая больница в представлении обывателя — это смирительная рубашка и лечение током, с помощью которого больному вправляют мозги. В реальности же, говорит Светлана Остапенко, дело обстоит иначе. Сегодня большая часть лечения серьезных психических заболеваний происходит амбулаторно. Нередко это вынужденная мера.
— Сегодня психические больные, мы говорим о серьезных расстройствах — шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, биполярное расстройства и другие — как и в советские годы, стоят на учете. Они бесплатно получают дорогостоящие лекарства, необходимые для коррекции их состояния, и находятся под систематическим наблюдением специалистов. В случае же необходимости врачи посещают пациентов на дому. Но если раньше хронические больные, которые, как правило, не нужны даже родственникам, могли подолгу находиться и жить в специально созданных для них отделениях, то сейчас в связи с нехваткой денег в медицине идет сокращение коек для таких больных.
Как часто психбольным нужна госпитализация?
Когда речь идет об остром состоянии, то только госпитализация может быть выходом. И если при невротических расстройствах человек сам понимает, что с ним происходит что-то не то, порой самокритика даже гипертрофирована, то у психически больного человека в психозе критики к своему состоянию нет никакой. Поэтому внимательны должны быть его родственники. Многие, особенно если это первичный эпизод, боятся госпитализации и не идут к специалистам, упуская время.
Как далеко продвинулась современная медицина в лечении серьезных расстройств?
Новое поколение препаратов для лечения психотических расстройств достаточно хорошо переносится и практически не имеет побочных последствий. Выздоровление происходит не быстро, это несколько месяцев, но выйдя из стационара и принимая эти препараты, человек быстрее возвращается к работе и привычной жизни — они не дают ни сонливости, ни заторможенности. Смирительной рубашки как таковой сегодня нет. К сожалению, электросудорожная терапия в Красноярске также не применяется. Подчеркну, именно - к сожалению — для этой методики у нас просто нет необходимых условий. Это очень эффективный метод лечения, который применяется сегодня в ведущих психиатрических клиниках Москвы, Санкт-Петербурга. Он необходим в тех случаях, когда болезненные проявления (психоз, глубокая депрессия) не реагируют даже на высокие дозы лекарственных средств.
В ряде случаев психические больные могут стать угрозой для окружающих. Есть ли какие-то правила, как обезопасить себя?
Таких правил не существует, каждый случай индивидуален. Можно лишь дать какие-то общие советы: не надо пререкаться с таким человеком, цеплять его и, конечно же, ни в коем случае не насмехаться.
Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru
Красноярцы против психотерапевтов
Андрей Сумароков: «Количество сумасшедших в обществе — величина постоянная»