В ролях: Том Круз, Тимоти Сполл, Кен Ватанабе, Билли Коннолли
Трепещут цветы,
Но не гнётся ветвь вишни
Под гнётом ветра.
Том Круз для подданных тэнно более не Сару и даже не кэтодзин. Для этого его капитану Олгрену пришлось пройти путь от мучимого совестью и кошмарами героя гражданской войны и истребителя краснокожих до бесстрашно жертвующего жизнью самурая, причём последнего на всю Японию. Нейтона Олгрена – профессионального военного, зарабатывающего на жизнь рекламой оружия и планомерно спивающегося, приглашают в Японию для обучения новой армии Императора современному западному искусству войны. Первая задача этого войска, состоящего по большей части из крестьян, никогда ранее не державших в руках оружия, – подавление самурайского восстания Кацумото, протестующего против вестернизации страны. Потерпев поражение в первой же битве, капитан Олгрен оказывается в плену, но не режет себе живот, и ему не отрубают голову. Среди тех, с кем должен был вести непримиримую борьбу, он находит собратьев по кодексу чести, и его жизнь вновь обретает смысл. Логическим итогом внутренней драмы старого солдата становится его облачение в древние доспехи и выступление, с мечом наперевес, на стороне последних настоящих воинов Империи.
Эдвард Цвик, в своё время так и не смогший заманить Круза в «Легенды осени», на этот раз был уверен в абсолютной необходимости его участия в своём проекте, однако надежда заполучить суперзвезду-исполнителя продюсерских мечтаний на главную самурайскую роль была довольно призрачной. Но оказалось, что Круз, как и Цвик, с юных лет принадлежит к числу восторженных поклонников «Семи самураев» Куросавы (по крайней мере, такие заявления делались в рамках кампании по продвижению фильма), так что почитатели «Бусидо» нашли друг друга. К проекту подключилась продюсерская компания «Круз-Вагнер», а это, как известно, гарантия успешности фильма, потому как мистер Круз известен своей маниакальной расчётливостью.
Круз, в свою очередь, пригласил для участия в производстве картины Ника Пауэлла, можно сказать, великого и ужасного Ника Пауэлла. Знаменитый каскадёр и постановщик трюков был озабочен лишь одним – реализмом происходящего, именно поэтому он был беспощаден и к «рядовым» актёрам, и к Крузу (так же, как к Расселу Кроу на съёмках «Гладиатора»). Благодаря Пауэллу (и, конечно же, оператору-постановщику Джону Толлу) мы можем наслаждаться действительно великолепными сценами боёв и баталий. Откровенно говоря, давно не доводилось видеть на экране таких ярких и эмоционально насыщенных сцен массового убийства, при этом не производящих впечатления чрезмерно кровавых. И именно Ника Пауэлла должен благодарить актёр Хироюки Санада за возможность рассказывать детям и внукам о дне, «когда он чуть было не прикончил суперзвезду мирового масштаба». Во время съёмок одной из батальных сцен внезапно отказало изображающее лошадь гидравлическое устройство, на котором восседал Том Круз, и его шея оказалась прямо под мечом Санады, но выдержанный японец не поддался соблазну и остановил свой меч.
Убедительности экранного действа в немалой степени способствовали и роскошные пейзажи Страны восходящего солнца, для описания которых так и хочется воспользоваться собранием избранных произведений Басё. Стоит заметить, что в роли Японии конца позапрошлого столетия выступила провинция Таранаки, расположенная, несмотря на своё вполне японское для европейского уха название, в Новой Зеландии. И действительно, в современной сверхразвитой Японии вряд ли удалось бы найти столько нетронутого человеком пространства.
Откровенно говоря, рассказывать об этом фильме было бы значительно проще в том случае, если бы он не понравился, но «Последний самурай» очень даже неплох, хоть признавать это весьма неприятно. И если не отвлекаться на некоторые исторические неувязки и постараться не замечать зарослей «развесистой клюквы» на склонах Фудзи, то единственной серьёзной претензией к картине будет её крайняя зацикленность на американцах, которая, мягко говоря, раздражает. Видимо нашим заокеанским братьям по разуму всё сложнее становится жить с мыслью, что на Земле кроме них есть другие страны и народы, и что не всё, что сделано – сделано ими. Но фильм всё равно хорош, и надо признать, что кино такого уровня не смогут сделать нигде, кроме как в Голливуде.
Александр Спасов