В рубрике «Стартап» мы рассказываем о новых для Красноярска бизнес-проектах. Одни придумывают оригинальные идеи, другие вдохновляются мировым опытом. Превратить блестящую мысль в прибыльное дело решаются единицы. Сегодняшний герой не совсем обычен, поскольку главной целью своего бизнеса поставил не просто заработать кучу денег, но и сделать при этом мир вокруг чуточку лучше.
Книжный бизнес в Красноярске в последнее время находится в коматозном состоянии — продажи снижались, закрывались и переезжали крупные сети («Лас-Книгас») и популярные магазины («Русское слово» и «Книжный мир»). Однако вдруг за последний год в городе открылось сразу два новых магазина, которые не просто торгуют книгами, а решили стать настоящими культурными центрами со своими традициями, почитателями и плотным графиком лекций, встреч и концертов. Юрий Калашников — хозяин «Федормихалыча» — ответил на 9 вопросов интернет-газеты Newslab.ru.
Был ли у вас опыт ведения бизнеса до этого?
Да, книжный магазин — это второй бизнес. Первый — энергетические обследования объектов недвижимости. Занимаюсь этим делом пятый год. И мне оно очень нравится: постоянные командировки по краю, изучение характеристик новостроек, умная и разнообразная работа.
Как появилась идея открыть книжный магазин?
С одной стороны, долго зрела в голове, может, пять, может, десять лет: друзья делились своими мыслями, желаниями (вы знаете, этакий треп из серии «а вот здорово было бы, если...») и эти разговоры откладывались куда-то в голове. С другой стороны, все случилось довольно быстро: мы с супругой на новогодние праздники съездили в Стамбул, и в этом городе как-то все одномоментно встало на место, кристаллизовалось. Мы не ходили там в подобные заведения, но сама смена обстановки позволила идее родиться. Времени на рассуждения, страхи и интеллигентские метания не было: надо было открыть магазин к 23 февраля или, на худой конец, к 8 марта. И я воспринимал этот магазин как бизнес-эксперимент. Делал все легко, просто, вместо дорогого фирменного стиля и оформления помещения акцент сделал на ассортименте и формате. Во многом, это отношение сохраняется и сейчас.
Каков ваш ассортимент?
Главное — книги. Мы выбираем такие книги, которые либо читали, либо хотим прочитать. Сейчас общий фонд насчитывает 2 000 наименований, но в течение осени мы планируем удвоить это значение. Особое внимание уделяем детской литературе. Бытует мнение, что современные детские книги глупые и некрасивые. На самом деле это совсем не так, надо просто брать книги у лучших российских издательств: «Самокат», «Поляндрия», «Розовый жираф» и им подобным. На наших полках нет ни одной некрасивой детской книги.
Помимо книг в «Фёдормихалыче» можно найти картины, объемные слова, мягкие игрушки, открытки, блокноты, значки и много разного, что сделано красноярскими талантливыми ребятами. Стараясь сделать не столько книжный магазин, сколько некое культурное пространство, мы проводим множество мероприятий: научно-популярные лекции, творческие вечера красноярских поэтов, обсуждения книг, чтения для детей, мастер-классы. А еще у нас можно выпить очень вкусный кофе.
Сколько людей задействовано?
Основной костяк команды состоит из 4 человек, однако есть большое количество друзей, которые по мере сил помогают в организации, подкидывают идеи.
Сколько существует ваш бизнес?
«Фёдормихалыч» официально начал работать 2 марта 2014 года, то есть чуть-чуть больше полугода.
Сколько стоил стартап?
Стартовые вложения составили менее 1 млн рублей. Для полноценного открытия торговой точки этого мало, но вместо кредитования мы просто не выводим деньги из оборота и продолжаем наращивать ассортимент.
Как красноярцы встретили ваш продукт?
Есть ощущение, что определенная группа людей только нас и ждала: довольно быстро сформировался круг наших любимых покупателей, само название «Фёдормихалыч» уже к лету обрело некий вес. Отдельное спасибо за это СМИ (и «Ньюслабу» отдельно): практически каждую неделю в течение этого полугода в магазине были журналисты из телеканалов, было роздано большое количество интервью. Это при том, что мы ни разу не покупали рекламу. Секрет, как мне кажется, состоит в том, что надо делать что-то новое, такое, чего раньше еще не было.
Есть ли конкуренты?
В Красноярске есть два магазина с подобным форматом: «Книжная лавка» и «Бакен», оба проекта мне очень нравятся и я стараюсь поддерживать с ними связь, проводить что-то совместное (например, августовский «Большой книжный день» на «Каменке»). Работая примерно на одну аудиторию, мы, как мне кажется, не являемся конкурентами. В нашем городе настолько велик голод по умным проектам, что три небольших магазина никак не могут начать конкурировать за клиента. У каждого из нас есть ядро покупателей, есть те, кто что-то покупают у нас, что-то у «Бакена», но это не конкуренция, это, скорее, наполнение вакуума первыми подобными делами.
Что с окупаемостью и прибылью?
Внимательный учет движения средств и создание модели по показателям дают понять, что одна торговая точка вряд ли может приносить прибыль для обеспечения безбедной старости. Однако создание сети с единой логистической схемой и менеджментом, думаю, позволит получать ощутимую прибыль.
Сейчас мы движемся одновременно в двух направлениях: с одной стороны, работаем над улучшением качества существующих магазинов: привозим новые книги, организуем и проводим множество мероприятий, улучшаем навигацию, постоянно придумываем новые штуки. Например, в июле поставили в «Фёдормихалыча» пианино. Делаем магазин более дружелюбным, а бизнес — более упорядоченным и эффективным.
С другой стороны, движемся в сторону создания сети. Так, 1 июня начал работать небольшой магазинчик детских книг «Корнейиваныч» в детском развлекательном центре «Dreamland», что в «Изумрудном городе», в самое ближайшее время откроем полноценный магазин, скорее всего на «Каменке» (на ул. Павлова, 21), который будет называться «Антонпалыч». И прямо сейчас наша команда активно работает над разработкой документации для франшиз. По плану пакет документов будет готов к осени 2015 года.
Юрий Калашников, специально для интернет-газеты Newslab.ru
Стартап: производство аксессуаров из дерева
Стартап: мобильные кофейни