Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Стартап: Блокноты и ежедневники из Красноярска

Стартап: Блокноты и ежедневники из Красноярска

15.10.2014
1

В рубрике «Стартап» мы рассказываем о новых для Красноярска бизнес-проектах. Одни придумывают оригинальные идеи, другие вдохновляются мировым опытом. Превратить  мысль в прибыльное дело решаются единицы. Герои сегодняшнего выпуска Иван Герасимов и Лидия Петренко — команда марки «Таежная мануфактура».

  • Начало проекта: сентябрь 2012
  • Стартовые вложения: 4 тыс. долларов.
  • Источник инвестиций: собственные средства.
  • Срок окупаемости: 1 год.

Об идее

Иван Герасимов и Лидия ПетренкоЛидия: Наша основная сфера деятельности — архитектура и дизайн, поэтому блокноты, тетрадки для нас предметы первой необходимости. Но те варианты, что были на рынке, нас никогда не устраивали полностью: у одних хромало качество, другие слишком дорого стоили. Не найдя идеального, на наш взгляд, продукта, мы решили создать его сами. Первый блокнот сделали буквально «на коленке» — быстро и без особых заморочек по поводу дизайна. Делали для своих нужд: мыслей, что это может перерасти в полноценное дело, не было. Понимание, что продукт интересен кому-то еще и может приносить определенный доход, пришло довольно быстро. Воодушевляла реакция людей: они спрашивали, что это за блокнот, где можно приобрести такой же.

Иван: Вся бумага для блокнотов импортная — Испания, Италия. Наладить контакты с поставщиками было несложно. Мы не пытались выходить напрямую на производителей — фабрики работают с большими объемами — вагон, фура. Наши потребности гораздо скромнее — закрыть их вполне способны дилеры. Связались с ними, договорились о поставках нужных нам объемов. Особых сложностей на этом этапе не возникло — если дилера нет в вашем городе, то он обязательно найдется в соседнем. То же самое и с оборудованием для изготовления тетрадей и блокнотов. Его мы выбирали сами, сами же налаживали контакт с поставщиками. Рассматривали вариант купить б/у оборудование, но потом решили вложиться в новое. Оно пусть и стоит несколько дороже, купить его порой сложнее, но такой вариант надежнее. В случае же с бывшим в употреблении оборудованием, не всегда возможно отследить его прошлое на предмет поломок. Какое именно оборудование купить — этот вопрос тоже решали самостоятельно. Поняли, что советоваться с кем-либо бессмысленно: один скажет одно, другой — другое, на практике же случится третье. Нужно покупать и пробовать.

О продвижении и продажах

Иван: Первую партию тетрадей, уже не для себя, а именно на продажу, сделали, как только стало понятно, что есть интерес к продукту. Договорились с несколькими магазинами города, поставили им товар — и все, что называется, закрутилось. Сегодня тетради и ежедневники под брендом «Таежная мануфактура» можно найти во многих магазинах Красноярска. Плюс наша продукция продается в Новосибирске, Барнауле, Петербурге.

Единого сценария работы нет: иногда мы связываемся с потенциальными площадками продажи, иногда выходят на нас. Очень помогают соцсети и «сарафанное радио». Нашу аудиторию можно разделить на два больших сегмента. Первый — частные клиенты. Среди них, как мы и задумывали, много художников, архитекторов. Второй сегмент — это бизнес-сообщество: компании приобретают тетради и ежедневники, брендируют их и используют как корпоративную продукцию. За все время работы мы только один раз вложились в рекламу: выступили партнером мероприятия, организованного в поддержку заявочной кампании Универсиады. Дарили участникам наши тетради и эти минимальные инвестиции очень быстро окупились — были звонки и предложения о сотрудничестве.

О команде

Лидия: Нас в проекте трое — я, Иван и его сестра. Давно понятно, что этой команды уже не хватает и дело даже не в дополнительных рабочих руках. Хотя и в них тоже. Втроем очень сложно осмыслить все возникающие идеи и выпустить на рынок точный завершенный продукт. Как говорится, чтобы не убавить, не добавить. При этом задачи выйти на какие-то огромные объемы производства у нас нет. Нам интересно развивать это дело именно потому, что оно небольшое. Когда человек покупает красноярскую тетрадку или ежедневник, он включается некое сообщество с ограниченным числом участников. Если наша продукция будет у каждого второго жителя города — это уже будет не так «вкусно».

О трудностях

ПродукцияИван: Наверное, самым тяжелым для нас было то, что можно обозначить емким понятием «бюрократические вопросы» — регистрация юрлица, налогообложение и все остальное в этом же духе. Раньше мы не сталкивались ни с чем. Да, теоретически вести бизнес без юридической регистрации можно, но тогда не стоит рассчитывать на то, что с тобой будут сотрудничать более-менее серьезные компании, которые, как правило, работают в «белую». Самое неприятное и пока непонятное для меня — это налогообложение. Но думаю, что это дело опыта. Самое, пожалуй, сложно и интересное в творческих предприятиях и проектах — это объединение в одном лице функций творца, предпринимателя, управленца.

Лидия: Были у нас трудности и творческого характера. Целых четыре месяца мы... рожали, по-другому, наверное, и не скажешь, название для нашей серии тетрадей — «Затеси». На стенде записывали варианты, много спорили. Принципиально решили, что это будет русское слово и написано оно будет также на русском, а не на латинице — хотя это было бы проще. При этом, искали слово, которое так или иначе будет эмоционально отсылать к Сибири, к России, так собственно и появилась серия «Затеси».

О планах

Лидия: Задумок очень много. Конечно, будем продолжать «бумажную» тему — развивать базовую линейку «Затеси» с тетрадями и ежедневниками. Но хочется работать и в других направлениях. Мы уже попробовали делать аксессуары из войлока — сумки, рюкзаки, кошельки, обложки. Прощупываем почву, думаем, что будет интересно и нам, и потребителю.

Иван: Для работы в новых направлениях, скорее всего, будем привлекать заемные средства или инвесторов. По крайне мере, такую возможность мы рассматриваем. С «Затесями» категорично решили, что будем реализовывать проект исключительно своими силами. Например, мы отказались от приглашения в бизнес-инкубатор. «Затеси» — это наше детище, мы эмоционально вложились в марку и даже думать не хотели о том, что кто-то извне будет диктовать свои условия.

Идей и свободных ниш, действительно, очень много. И молодому предпринимателю начинать свое дело в Красноярске, а не, например, в Москве гораздо проще: меньше отвлекающих факторов, да и люди не так избалованы и хорошо реагируют на все новое. При этом с точки зрения организации работы, большого отличия Красноярска от Москвы нет — наладить поставки сырья или оборудования можно из любой точки мира. Не надо ныть или сидеть, сложа руки — нужно брать и делать, пытаться до тех пор, пока не получится.

Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru,
фото: Наталья Мороз и «Таежная мануфактура»

Стартап: производство лонгбордов
Стартап: больше, чем книжный
Стартап: производство аксессуаров из дерева
Стартап: мобильные кофейни

Рекомендуем почитать