Занятно чувствовать, как меняется отношение к месту пребывания после преодоления психологического рубежа в две недели, когда постепенно приходит осознание, что не находишься на отдыхе или в зарубежной командировке на тропическом острове, а именно живешь в этой конкретной стране, в этом конкретном населенном пункте. Мышление туриста — пусть даже любопытного и умного — все-таки отличается от мышления переселенца, который рассматривает окружающую действительность как новый дом (пусть и временный), а не как экзотические декорации к отпуску.
Пожалуй, с моей стороны будет слишком самоуверенным уже сейчас описывать Пхукет с точки зрения постоянного обитателя, однако, кажется, я уже готова к небольшому рассказу об истории того самого места, где мне предстоит жить в течение ближайших месяцев.
Итак, Пхукет — это самый крупный в Таиланде остров, который можно сравнить по площади с Красноярской агломерацией. Только людей здесь живет все-таки поменьше (около 370 тысяч человек, не считая туристов, нелегальных мигрантов и экспатов — это еще не менее 50 тысяч человек). А вот зелени — побольше: на территории острова расположено несколько национальных парков, в горных районах даже сохранились реликтовые леса. Но про флору и фауну поговорим как-нибудь в другой раз, мы все-таки не в джунглях живем, а в городе. Более того — в столице (или, как будет менее пафосно, в административном центре) острова, в Пхукет-тауне.
Пхукет-таун был основан сравнительно недавно, около 100 лет назад. Ранее на этом месте (как и на всей территории острова) располагались шахты по добыче олова, а еще раньше — непроходимый тропический лес. В XVII веке Пхукет стал зоной экономического интереса сразу нескольких колониальных держав — Голландии, Португалии, Франции и Англии. Благодаря оловянным рудникам (точнее, потребности в рабочих руках), на остров хлынул поток китайских эмигрантов. Межэтнические браки жителей Поднебесной с тайцами и другими обитателями Малайского полуострова привели к образованию уникальной культуры перанаканов. Примечательно, что другое название этой нации — баба-нёня — по некоторой версии включает в себя и португальское (по другой гипотезе — итальянское) слово: «нёня» — означает почтительное обращение к женщине, а «баба» — аналогичный вежливый оборот в отношении мужчины, пришедший уже из персидского языка.
Сходным образом и культура Пхукета представляет собой необычный сплав европейского, китайского и оригинально-тайского. Взять хотя бы архитектуру: в центре Пхукет-тауна сохранилось достаточное количество зданий, выстроенных в сино-колониальном стиле. От китайской культуры достался сам план дома с помещением под лавку на первом этаже и жилыми комнатами на втором. От португальской — совершенно нетипичные для Азии колонны и мотивы в стиле европейской неоклассики. Как и в случае с потомством от смешанных браков у людей, «здания-метисы» кажутся очень красивыми. Правда, вид основательно портят увесистые связки электропроводов, которые — вообще, похоже, какая-то отдельная беда острова. Но есть информация, что Пхукет-таун скоро внесут в объекты ЮНЕСКО, поэтому администрация города сейчас активно занимается реставрацией зданий и грамотной маскировкой коммуникаций, портящих облик города.
Как раз на этих выходных в Пхукет-тауне проходил Фестиваль старого города: трехдневная праздничная ярмарка, ради которой были перекрыты основные исторические улицы. Приятно, что мероприятие было вполне себе традиционным, а не организованным специально для туристов (хотя никто не скрывает, что привлечение их внимания к старому городу — важный элемент сохранения памятников архитектуры).
Сейчас — череда праздников, вроде российских зимних каникул: 19 февраля многочисленная китайская диаспора на острове отмечала Новый год, а три последних дня февраля народные гуляние проходили в Пхукет-тауне с обеда и до глубокой ночи. Здесь можно было посмотреть на театрализованные представления, посвященные как раз традициям перанаканов, шоу рикшей, обряд поклонения китайским богам Хай Ленг Онг и даже демонстрацию приемов боевых искусств в исполнении мастеров Шаолинь. А еще — просто побродить по улочкам, увешанным китайскими фонариками, поесть смешной и непонятной еды с лоточков, прикупить безделушек на блошином рынке и сделать несколько интересных фотографий.
Из местной афиши (а я к афишам вообще неравнодушна) мы узнали, что в ближайшем месяце нас ждет еще один исторический праздник — местный День победы, который состоится 13 марта. Также планируем попасть на ближайший домашний матч местной футбольной команды Phuket FC (по прозвищу «Ронины», вот вам еще пример мультикультурности), который состоится 7 марта на стадионе Surakul.
Оставайтесь на связи!
фото Дениса Кашубина