Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Драма. Новый код»: театр еще жив

«Драма. Новый код»: театр еще жив

29.05.2015
0
"Боги пали"
Фото: Семен Алексеев

Любопытно, что год назад и эксперты, и режиссеры, и артисты под занавес фестиваля как-то удрученно делились общим впечатлением: вероятно, мероприятие себя исчерпало — не то чтобы все новые пути и подходы в современном искусстве уже найдены, однако атмосфера события куда-то улетучилась. На сей же раз настроения были совсем другими. Кажется, нам удалось нащупать правильный вектор развития, говорит пресс-секретарь, соорганизатор фестиваля Наталья Дубашинская; ДНК переворачивает наши представления о театральном восприятии, это фестиваль новых замыслов, который представляет людей единым обществом, а театру доказывает, что он всё ещё жив, пел на закрытии рулады сценарист и драматург, куратор «Любимовки» Евгений Казачков.

Причина кроется в том, что организаторы решили поэкспериментировать с жанрами и с нетипичными для театра пространствами.

Если, например, кинопоказы давно уже стали важной частью форума (и свою подборку фильмов вновь презентовали выпускники Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова), то выполненный в формате перфоманса Questioning — опыт исключительный, причем не только для красноярской сцены. Об этом проекте швейцарского режиссера Корин Майер сложно рассказывать так, чтобы одним неосторожным намеком не разрушить всю его механику. Здесь нет артистов в буквальном смысле слова — только закадровый голос Владимира Пузанова, дирижирующий происходящим в зале. Единственными действующими лицами являются сами зрители, которым предлагается захватывающий и, возможно, не для всех приятный эксперимент — распознать мысли и привычки визави, а заодно взглянуть на самих себя в зеркале чужой интерпретации. Взаимодействием между незнакомыми людьми налаживается при помощи анкет, заполнять которые респондентов призывают без лишних раздумий, по ассоциативному принципу; какие-то вещи придется сочинить, какие-то — высмотреть или вообразить в собеседнике. Стоит добавить, что успех Questioning оказался настолько велик, что организаторам пришлось перекраивать фестивальную афишу для повторного его показа.

Набирающий в Красноярске популярность сторителлинг был представлен выступлением артиста Алексея Розина из столичного Центра имени Вс. Мейерхольда: бородатый, фактурный и безусловно грозный на вид, он пересказал «Страшную месть» Николая Гоголя так, что публика все никак не могла определиться, вытирать слезы от хохота или отлавливать разбегающиеся по спине мурашки.

Другой гость фестиваля, спектакль «Боги пали» по пьесе британки Сельмы Дмитриевич, который лично привозил режиссер Виктор Рыжаков, желания смеяться или плакать не вызывал — это было нечто яростное, раскаленное, жесткое и механически выверенное. Игрался он в буквальном смысле на кухне — в кулинар-студии «Антураж», и представлял собой рафинированный до хлестких цитат текст: повторяющийся четырежды диалог матери и дочери, которые никак не могут прорваться к важному и нежному сквозь гипертрофированные чувства и взаимные упреки. За укрывшимися за небольшой загородкой актрисами зритель был вынужден наблюдать на ногах, а то и выглядывая через головы стоящих впереди граждан — иллюзия подслушанной и подсмотренной драмы, которая могла бы происходить и с ним тоже, оказывалась ещё более яркой.

Что же касается непосредственно театральных читок, то тексты в этом году читались широкого спектра; если выглядывать в них какой-то тренд, то можно сказать, что все они чурались откровенных провокаций, злобе социальной предпочитали личностные и метафизические искания, так или иначе соприкасались с темой божественного, высоких жизненных истин в принципе. От камерного апокалипсиса «Озеро» Михаила Дурненкова про нынешнее поколение «лишних» людей, которые в случае нового потопа, увы, не попадут на ковчег, до хулиганского опуса Юрия Клавдиева «Победоносец» — озорной, но при этом деликатно обращающейся с христианскими максимами сатиры на политический режим, выписанной по канонам жития Святого Георгия.

Материалы по теме

Режиссер Вячеслав Тыщук сделал читку знаменитой пьесы «Пьяные» Ивана Вырыпаева, которая с успехом идет во многих российских театрах — и теперь наверняка появится в красноярской антрепризе «Театр на крыше»: о том, как допившиеся до чертиков люди тонко и искренне воспринимают мироздание. Сильнейшим же текстом из представленных оказалась пьеса Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор», срежиссированная Сергеем Чеховым, резидентом новосибирского Асфальт-театра, и блестяще прочитанная Викторией Болотовой, Андреем Киндяковым и Ольгой Белобровой — негромкая, вроде бы бесхитростная, но очень точная история о войне, гражданском долге и родственных чувствах.

Критик Кристина Матвиенко отдает дань идейному вдохновителю ДНК режиссеру Олегу Рыбкину: у него есть «острое чутье на нынешний сюжет, на то, что сейчас является актуальным в прямом смысле слова». Елена Ковальская, арт-директор Центра имени Вс. Мейерхольда, в свою очередь, с уверенностью говорит, что Красноярск благодаря ДНК превратился в третий по значимости драматургический город России. Да, фестиваль не пропускает через себя такое же количество новых пьес, как легендарная «Любимовка», и здесь нет собственной школы для авторов, как в Екатеринбурге с его не менее легендарным Коляда-театром, — однако только в Красноярске самые свежие тексты проходят проверку профессиональными артистами из государственного театра, объясняет она.

Выборка пьес на ДНК — специфическая и даже, по выражению Ковальской, «волюнтаристская», однако удивительно меткая: становится ясно, что из сочиненного за год будет принято широкой публикой, а что никогда не выберется из экспериментального подвала.

Рекомендуем почитать