По данным опроса интернет-газеты Newslab.ru, 37,6 % ответивших красноярцев проводят отпуск в городе. 33,4 % решили отдыхать в России, 14,6 % выбрали зарубежные курорты. Еще 14,4 % вместо отпуска продолжают работать.
Сочи, Абхазия, Крым, Белокуриха, Горный Алтай, Байкал — лидеры спроса в Красноярске по данным туристической компании «Меридиан». Генеральный директор туроператора Алена Чекоданова из этого списка особо выделяет Сочи и Белокуриху.
— По сравнению с прошлым годом спрос на российские курорты вырос на 50 процентов. Этим летом хороший запрос не только на курорты, но и на экскурсионные туры в Санкт-Петербург. Однако, Сочи и Белокуриха остаются лидерами продаж.
По словам директора красноярского турагентства «Св. Маслова» Светланы Масловой, этот сезон — время переориентации турпотока. Многие туристические агентства формируют туры и чартеры именно для российских курортов.
— Что касается Черного моря — здесь большую роль играет наследие Олимпиады. Перелет и проживание в отеле в 3-4 звезды в Сочи на июнь стоило по цене «двушки» в Турции. Плюс на российских курортах много новых отелей и предложений, которые делают промо-акции и снижают стоимость практически вдвое, — говорит Маслова.
На курортах Алтая как в Европе
По данным независимого количественного исследования, которое было проведено в апреле-мае этого года в Красноярске, более 25% красноярцев заменили или планируют заменить отдых за границей на отдых в России, более трети сибиряков рассматривают отдых внутри сибирского региона.
Из всех отпускников 21% рассматривает варианты оздоровительного отдыха в санаториях. Особенно резко вырос интерес красноярцев к Алтаю. Возможно, поначалу отечественные курортные бренды частью отдыхающих действительно воспринимались как «вынужденная альтернатива» Виши или Карловым Варам. Но, в целом, в последние годы Белокуриха приобрела репутацию курорта современного, продвинутого, с хорошей лечебной базой и современной инфраструктурой.
Рост интереса к российским курортам достаточно устойчив в течение пяти лет. Хотя, безусловно, в последний год он усилился и ощутимо. Например, продажи путевок в санаторий «Родник Алтая» выросли по Красноярскому краю (первые пять месяцев 2015 года к соответствующему периоду 2014-го) почти в четыре раза. Меняется, например, глубина продаж — интервал времени между бронированием или оплатой и фактическим заездом в санаторий. Неспокойная ситуация в экономике и на рынке труда вынуждает людей принимать решение, что называется в последний момент. Но это касается тех, кто рассматривает санаторно-курортортный отдых как альтернативу привычному. Постоянные клиенты планируют свое пребывание в санатории за несколько месяцев.
— Интересный факт: несмотря на кризис, мы наблюдаем более высокое заполнение номеров повышенной комфортности. Как раз эта категория заполняется наиболее быстрыми темпами и имеет максимальную глубину продаж, — сообщили в пресс-службе санатория «Родник Алтая». — Наши данные говорят о новом тренде курортного отдыха: клиенты молодеют, средний возраст отдыхающих в санатории за последние четыре года составил 28-35 лет, молодые и активные не хотят болеть и едут на курорт не столько даже лечиться, сколько за профилактикой, поддержанием здоровья и иммунитета.
Нынешняя аудитория санаториев Алтая — семейная с ориентацией на здоровый образ жизни, семейные ценности и рациональный выбор. Они не зависят от стереотипа «заграница — значит лучше». Их интересует ассортимент оздоровительных курсов и процедур, напрямую связанных с самой горячей проблематикой активного класса — «офисные» заболевания, тонусные сбои, сити-стресс, косметологические проблемы, кумулятивная усталость. Плюс для красноярцев важное значение при выборе имеет экологическая составляющая Белокурихи: чистый и полезный воздух, высокое количество солнечных дней, артезианская вода, минеральные источники курорта.
На море за час
Впрочем, иногда отдых находится совсем рядом — буквально рукой подать. На Красноярском море бурно развиваются современные базы с достойным набором услуг. До каких-то нужно добираться на катере, какие-то и вовсе в автомобильной доступности.
«Мы позиционируем себя как эко-парк. Расположение в заливе Шумиха на Красноярском море — это в первую очередь удобная логистика. От Красноярска на автомобиле добираться всего час. Многие красноярцы уже оценили все плюсы. Часто к нам приезжают просто покупаться в бассейне и погулять по набережной», — рассказывают в эко-парке «Адмирал».
Такие места отдыха — отличная альтернатива тем, кто любит отдыхать на природе, но при этом ценит комфорт. Палатки и спальные мешки — это ведь все равно на любителя. А здесь и стильная гостиница, и уютные домики, и хороший бассейн. Плюс ресторан, баня, беседки для барбекю и даже концертная площадка, куда приезжают российские и зарубежные звезды.
По словам представителей туристического бизнеса, подобных мест рядом с Красноярском в ближайшем будущем станет намного больше. Все-таки вырваться даже на неделю горожанам зачастую сложно. А вот отдохнуть в комфорте рядом с городом пару-тройку дней — чем не выход?
Антон Смирнов