В 1998 году преподаватель одного из главных технологических университетов мира — Массачусетского технологического института Нил Гершенфельд начал читать новый курс с интригующим названием «Как сделать всё что угодно». Лектор обещал познакомить всех желающих с институтской лабораторией «Центра битов и атомов» и научить их работать на установленном там оборудовании. Неизвестно, что больше впечатлило студентов — многообещающее наименование курса или магия словосочетания «биты и атомы», но вместо запланированных 10-15 человек к профессору Гершенфельду записалась почти сотня. Именно так началась история фаблабов — «мастерских» XXI века.
Слово «ФабЛаб» (или FabLab, в случае, когда слово написано на английском языке) — это сокращение от Fabrication Laboratory. В дословном переводе «производственная лаборатория». По сути же, это оснащенная по последнему слову техники мастерская, где место лобзиков и напильников заняли 3D-принтеры и 3D-сканеры, станки для лазерной резки, фрезерные станки и т.д. Как и обещал профессор из Массачусетса, на базе фаблаба каждый может создать, что угодно — от вещей самых невероятных до вполне обычных. Детали для робота, фигуры из картона, мебель, кроссовки по индивидуальному дизайну — список этот можно продолжать бесконечно.
ФабЛаб сегодня — это огромное движение, захватившее все уголки мира. У фаблаберов есть своя ассоциация и академия, в которой проводятся онлайн-лекции, а мейкеры со всего света обмениваются идеями. Каждый год проходит большой съезд фаблаберов. Европа и Азия, Россия и Америка — карта с адресами лабораторий насчитывает более 300 мест в разных уголках планеты.
А вот так, например, в одном московском лицее открывали фаблаб:
В развитых странах фаблабы — это коммерчески успешные проекты. На их базе свои идеи реализует как малый бизнес, так и те, кто хочет интересно провести время или готов заплатить за воплощение мечты.
В странах же развивающихся лаборатории — это главным образом возможность улучшить условия жизни или решить какую-либо проблему. К примеру, в одном из фаблабов Индии были изготовлены переносные датчики качества молока.
Если говорить про Россию, которая с недавних пор также присоединилась к мировому движению, то фаблабы здесь — это площадка для привлечения к научно-техническому творчеству подрастающего поколения.
Студенты могут реализовать в фаблабе свою идею и так сделать первый шаг к собственному делу. Для школьников же — это возможность увидеть, что воплотить даже самые смелые задумки в жизнь не так сложно, как кажется, а быть, скажем, инженером — не только перспективно, но и интересно.
К слову, на данный момент в Красноярске работает один фаблаб и несколько Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТов) — расположенные при школах аналоги фаблаба.
Самое интересное в вопросе про фаблабы — это будущее явления. Рассказывая о нем, Нил Гершенфельд обычно вспоминает такой эпизод. В конце 80-х годов сооснователь американской компьютерной компании Кен Олсен заявил: «Я не вижу никакого смысла в том, чтобы в каждом доме стоял компьютер». Персональный компьютер — это наше настоящее, персональное производство, организованное уже не в фаблабе, а в буквальном смысле на рабочем столе — это то, что ждет нас в ближайшей перспективе. С учетом развития технологий и удешевления производственных материалов, звучит вполне правдоподобно.
Наталья Мороз специально для Newslab.ru