Newslab.ru собрал широкий круг мнений о том, какие специальности и компетенции нужны в XXI веке. Сегодня своей точкой зрения делятся эксперты от науки и образования.
Мало одних лишь технических компетенций
Ольга Осипенко, заместитель проректора СФУ по учебной работе:
Сегодня и в мире и в России, множество специалистов всерьез задумывается над профессиями будущего. Ответ один: мы не знаем, какие конкретно профессии понадобятся в долгосрочной перспективе. Но мы точно знаем, что нужны будут компетенции, которые связаны с личностным ростом и развитием, способностью очень быстро отвечать на вызовы, в том числе технологические.
Отсюда и требования к образованию. Сейчас мы не можем говорить, что нужен человек, который должен «нажимать красную кнопку или складывать кубики». Но есть точное понимание, что мы должны приготовить человека с достаточно широким мировоззрением и видением, способностью конструирования — отвечать на технологические вызовы придется именно конструкторским решением. Для этого в СФУ был начат проект «элитная магистратура». Мы принципиально меняем содержание и технологию подготовки других, новых инженеров, которые будут востребованы в перспективе 10-20 лет и ищем ответы вместе с коллегами. Такими же вопросами задались все прорывные экономики мира.
Никто не умаляет техническое знание. Но в чем новизна: одного лишь этого знания будет не просто недостаточно — будет даже недопустимо, чтобы инженер будущего был лишь технически подготовлен. Он должен быть принципиально другим. Отсюда и два новых образовательных модуля — модуль личностного роста и технологического предпринимательства. Специалист будущего должен видеть вызов, понимать его риски, оценивать его и соответственно на него отвечать. А это работа в команде, междисциплинарные проекты. Такие специалисты совершенно точно будут нужны уже завтра любой инновационной компании. Его «купят» дорого, потому что на рынке таких кадров почти нет. И конечно, он нужен и будет востребован в будущем.
Биомедицина и big data
Егор Задереев, ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН, кандидат биологических наук:
Серьезное прорывное будущее связано со сферами, которые будут работать на стыке различных областей. К примеру, с биомедициной, которая включает в себя медицину, генетику и молекулярную биологию. Поэтому хорошее классическое биологическое образование с уклоном в биохимию или в молекулярную биологию — это путь в завтра. Очевидно, что исследование генома — того, как жизнь регулируется генами, как повлиять на те или иные свойства организма через гены — это то, чем мы прирастем в ближайшие десятилетия.
Несомненно, большие перспективы в ИТ-отраслях, скажем, big data — обработка информации в больших масштабах. Хотим этого или нет, сегодня мы выходим на новые механизмы управления и принятия решений. Мы можем собирать огромное количество данных с помощью различных средств — от сотовых телефонов до спутников в космосе, и на основании этой информации управлять состоянием экосистем, сообществ, регионов. Это то, что востребовано уже сейчас и совершенно точно будет востребовано в будущем.
К вопросу о компетенциях, без которых в будущем никак не обойтись. В первую очередь, это готовность воспринимать новое и учиться на протяжении всей жизни. Также будет важна способность «переваривать» большие объемы информации и уметь вычленять из этого главное. В каком-то смысле это противоположно тому, что сейчас называют клиповым сознанием — постоянное нахождение в информационном потоке и рассеянное внимание. Уже сегодня, а еще больше в будущем, находясь в информационном потоке, будет важно не рассеивать, а концентрировать внимание на главном. Никто не отменяет необходимости ориентироваться в современной научной картине мира, при этом взгляд должен быть не перекошенным в одну область, а достаточно цельным.
Традиционное разделение на гуманитариев и естественников должно постепенно стираться. Сегодня невозможно заниматься социальными или гуманитарными сферами, не имея представления о естественнонаучной картине мира. И, наоборот, отсутствие знаний в области социальных наук может быть серьезной проблемой и для традиционно «физически точных» областей деятельности.
Одни из самых перспективных профессий — биотехнолог и ИТ-медик
Александр Коломейцев, замруководителя Агентства науки и инновационного развития Красноярского края:
Не так давно Агентство стратегических инициатив разработало «Атлас новых профессий», в котором представлены перспективные профессиональные направления на ближайшие 15–20 лет. Он может служить свое рода «маяком» при выборе если не дела всей жизни, то области для профессионального развития. Всего в «атласе» 140 новых профессий в 19 отраслях. Это профессии в области биотехнологий — для максимально эффективного использования возобновляемых ресурсов.
Широко представлены области и генной инженерии — что должно в будущем избавить население планеты от голода и многих пока что неизлечимых заболеваний, и персонифицированной медицины — для проведения максимально эффективной профилактики и лечения болезней.
Конечно, наше будущее немыслимо и без нанотехнологий и наноматериалов, технологий искусственного интеллекта и программной инженерии, космических технологий.
Стоит отметить и такую область как микросистемная техника, которая позволяет создавать новые носимые устройства для человека и новые сенсоры для обеспечения оперативного управления в быстро меняющихся условиях.
Безусловно, в будущем любой специалист, как и сегодня, должен обладать набором базовых профессиональных компетенций. Но особое значение для работодателей приобретут так называемые надпрофессиональные компетенции и навыки. Это, к примеру, готовность к межотраслевой коммуникации: понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях. Востребованы будут мультиязычность и мультикультурность — свободное владение английским и знание второго иностранного языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров и специфики работы в других странах. Конкурентным преимуществом станет готовность и умение работать в режиме высокой неопределенности: быстро принимать решения, реагировать на изменение условий, распределять ресурсы и управлять своим временем.
Разработчики и генетики без труда найдут работу
Илья Кабанов, редактор научно-популярного альманаха metkere.com:
Предсказывать популярность профессий — не самое благодарное занятие.
Скажем, в 2005 году можно было угадать востребованность в будущем программистов (они востребованы последние лет 30), но мало кто мог предположить, что возникнет огромный спрос на разработчиков мобильных приложений. Уже в 2007 году появился iPhone и быстро изменил мир и рынок труда заодно.
Тем не менее, не нужна машина времени, чтобы предсказать востребованность разработчиков в ближайшие годы. Кроме того, без труда найдут работу (хотя необязательно в России) специалисты в области биотехнологий и генетики. Самое важное качество профессионала будущего — способность учиться. Мир меняется, знания нужно обновлять едва ли не ежедневно.
Инженеры были и останутся элитой
Павел Зеленков, проректор по информатизации и коммерциализации научных разработок — начальник Научно-исследовательского управления Сибирского государственного аэрокосмического университета:
Сегодня в мире происходит феноменальный научно-технический прогресс. Появляются новые принципы организации производства. Это в совокупности неизбежно приводит к изменению востребованности тех или иных специалистов. Делая прогнозы на будущее, с моей точки зрения, правильнее было бы говорить не о конкретных специальностях, а о направлениях, в рамках которых возможно строить свою карьеру. Это экономика, например, экономика промышленного предприятия или гуманитарные направления — пиар и связи с общественностью.
Особо стоит сказать о технических направлениях связанных с программированием, робототехникой, материаловедением, приборостроением, которые все больше входят в нашу жизнь. Если раньше мы знали только о промышленных роботах, то сегодня робототехника — часть повседневности. У многих дома есть робот-пылесос, в перспективе роботы заменят людей в сфере услуг — от консьержа до бармена. Разумеется, промышленные предприятия будут вкладывать в переоснащение и отдавать предпочтение современным высокотехнологичным станкам. Управление подобным оборудованием требует множество навыков и знаний: трехмерное проектирование, программирование, знание принципов обработки материалов и технологических режимов работы оборудования. Инженеры сегодня, и тем более в будущем — это элита общества, востребованная во всех отраслях: космос, машиностроение, аграрный сектор и т.д.
Что касается компетенций, необходимых современному специалисту, то среди основных стоит назвать самообучаемость, эрудированность — знания по широкому спектру вопросов, в том числе за пределами профессиональной деятельности, стрессоустойчивость, хорошее знание иностранного языка. Также выделил бы коммуникативность: время одиночек проходит, будущее за работой большого слаженного коллектива.
Не бояться переучиваться
Александра Борисова, кандидат химических наук, главный редактор портала «Чердак»:
Если 5-10 лет назад мы говорили про исследования на стыке наук, то сегодня активно развиваются и профессии на стыке разных областей знаний.
Один из примеров — медицинская физика. Сегодня в повседневную врачебную практику вошла томография — КТ и МРТ, однако не за горами и массовая позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), и оперирование локализованных опухолей с помощью пучка протонов из ускорителя — циклотрона (протонная терапия). И для такой работы не подойдут ни «чистый» врач, ни «чистый» физик. Это должен быть специалист, знакомый и с работой машины, и с организмом человека. То же касается и ряда специальностей — строительных и металлургических, например, — в которые внедряется 3D-печать, там тоже нужны компетенции на стыке специальностей.
Вообще быстрое развитие технологий, на мой взгляд, приведет к тому, что важность вопроса «Куда пойти учиться после школы?» будет не такой большой. На первый план выйдет другое — умение учиться всю жизнь.
Те, кто не будет этого делать, останутся за бортом всего самого интересного, нового и, прагматично говоря, денег тоже. Востребованы будут люди, готовые и умеющие адаптироваться: учиться, доучиваться, переучиваться и не видеть в этом проблемы. Люди будут знать больше разных вещей из разных областей, главное — не бояться этого и быть готовым приобретать новые знания и навыки в возрасте, далеком от стандартного студенческого.
Широкий кругозор и навыки лектора
Владимир Сурдин, астроном, доцент физического факультета МГУ:
Я — астроном. Поскольку эта профессия существует уже около 4 тыс. лет, думаю, в ближайшие годы она не исчезнет.
Сегодня астрономов можно разделить на 3 группы. Инженеры изобретают и создают новые приборы для наблюдения космических объектов. Теоретики применяют всю мощь современной физики и математики для объяснения отдельных процессов в космических телах. Интерпретаторы объединяют результаты всех исследований в стройную картину эволюции Вселенной. Обычно уже в студенческие годы у человека складывается предпочтение к тому или иному направлению работы. Но история науки знает случаи, когда успешный теоретик становился наблюдателем, а позже брался за разработку новых приборов. Уникальные специалисты успешно работают во всех трех направлениях.
Исходя из этого, становится понятно, какие компетенции понадобятся тем, кто решит связать свою жизнь с астрономией. Новые приборы — это электроника, оптика и микромеханика. Особенно высокие требования к инженерным знаниям предъявляют коллективы, создающие приборы для космических телескопов и планетных зондов. Наблюдатель сегодня — это глубокие знания астрономии и умение обрабатывать большие массивы данных. Через несколько лет в строй вступят гигантские телескопы, выдающие терабайты данных в секунду. Пока неясно, как транслировать такие массивы данных в центры обработки и «выуживать» из них ценную информацию. Теоретику нужно хорошо знать современную физику (квантовая механика, теория гравитации, теория частиц) и виртуозно владеть программированием, в том числе, на суперкомпьютерах, позволяющих моделировать гидродинамические процессы. А у интерпретатора должен быть широкий кругозор, то есть базовые знания во всех указанных выше областях. И последнее: профессиональных астрономов в мире очень мало, поэтому почти каждому из нас приходится быть еще и преподавателем. Лекторское искусство — важная часть нашей работы.
Будущее за специальностями на стыке разных областей
Ася Казанцева, научный журналист:
Самый простой и надежный способ стать успешным на рынке труда — это необычная карьерная траектория. Развитие междисциплинарных профессиональных компетенций. Выбор специальности на стыке двух разных областей — скажем, той, которую вы изучали в институте, и той, которая всегда была вашим хобби.
Если вы просто бухгалтер — вам очень трудно объяснить вашему будущему работодателю, почему вы лучше, чем сотня ваших однокурсников с такими же дипломами. А вот если вы, например, бухгалтер и одновременно очень хорошо разбираетесь в цветоводстве — то вы незаменимы для любого цветочного бизнеса, потому что вы еще и сможете заметить в документах признаки нерациональных решений (вроде покупки мощной поливальной установки в оранжерею с кактусами) и уберечь компанию от дорогостоящих ошибок. Любой толковый руководитель это понимает и будет вас целенаправленно переманивать.
Для карьерного успеха нужен необычный, индивидуальный набор компетенций. Но есть и универсальные. Во-первых, в любой современной профессии важно уметь самостоятельно находить информацию, и, что еще важнее — отличать авторитетные источники от неавторитетных. В любой области деятельности, выращиваете ли вы кроликов или торгуете автомобилями, знакомство с последними научными исследованиями даст вам конкурентное преимущество. Именно из исследований можно узнать, чем лучше кормить кроликов, чтобы они быстрее росли, и какое оформление салона позволяет повысить продажи автомобилей на 20%. Крупные компании платят большие деньги за услуги аналитиков и консультантов, но вообще-то можно обойтись и без них, если вы умеете работать с информацией сами. Во-вторых, разумеется, для того, чтобы ориентироваться в море полезной информации, необходимо знать английский. Невозможно представить профессию, в которой хорошее владение английским не дало бы колоссального преимущества по сравнению с коллегами. В случае Красноярска, наверное, преимущество дает также владение китайским языком, но если выбирать, какой из них учить, то все равно лучше английский — просто потому, что на нем разговаривает весь мир.
Наталья Мороз специально для Newslab.ru
Продолжение: мнение рекрутеров и представителей крупнейших компаний края