Неотправленное письмо (1959 год)
Таёжная драма Михаила Калатозова с участием Иннокентия Смоктуновского и Василия Ливанова снималась на юге Красноярского края — её героями были участники геологической экспедиции, отправившейся на поиски алмазов на берега Енисея и его притока Уса. Это был первый фильм Калатозова, который он снял после знаменитой картины «Летят журавли» — замечательный оператор Сергей Урусевский, снимавший «Журавлей», перекочевал и в съёмочную группу нового фильма.
Ещё один интересный факт о «Письме» такой — на съёмках этого фильма молодой актёр Василий Ливанов простудился и сорвал голос, и именно этому стечению обстоятельств он обязан своей знаменитой хрипотцой. Смоктуновский на съемках также заработал сотрясение мозга и переохлаждение организма.
Люди на мосту (1960 год)
Драма о большом московском начальнике, которого сняли с поста и отправили вместе с семьёй в Сибирь на строительство моста через вымышленную реку Северная, снималась в Дивногорске. Роль сына главного героя, кстати, сыграл молодой Олег Табаков. Фильм в своё время был довольно популярен и даже попал в список лидеров кинопроката в СССР — его посмотрели 23,4 млн. человек.
На диком бреге (1966 год)
Снятая по одноименному роману Борису Полевого производственная драма режиссёра Анатолия Граника рассказывает о столкновении на крупной стройке двух начальников: честного руководителя и главного инженера-карьериста. «На диком бреге» также снимался в Дивногорске, используя в качестве основного места действия стройку Красноярской ГЭС.
Хозяин тайги (1968 год)
Знаменитый деревенский детектив Владимира Назарова с Валерием Золотухиным и Владимиром Высоцким в главных ролях. Съёмки проходили в селе Выезжий Лог Манского района Красноярского края и на реке Мана. Фильм рассказывал о конфликте сообразительного участкового и беспринципного (но весьма колоритного) бригадира артели лесосплавщиков.
Фильм был настолько популярен в советском прокате, что об участковом Серёжкине сняли ещё два продолжения, по сценариям всё того же писателя Бориса Можаева — «Пропажа свидетеля» и «Предварительное расследование»; их съёмки, правда, уже прошли в других местах.
Сибирячка (1972 год)
И ещё одно производственное кино, действие которого было творчески выстроено вокруг Красноярской ГЭС (на станции уже давно пора открывать киномузей!) — на этот раз это была история противостояния принципиальной молодой сотрудницы Марии Одинцовой и начальника стройки.
Сюда не залетали чайки (1977 год)
Эта историческая картина о судьбе 10-летнего мальчишки в 30-е годы, который сбегает из дома и устраивается в артель сплавщиков леса по Мане, была снята по мотивам повести Виктора Астафьева «Перевал».
Конец императора тайги (1978 год)
Хакасский «вестерн» о борьбе с бандой атамана Соловьёва, заниматься которой в качестве командира части особого назначения ставят молодого Аркадия Голикова, позднее известного в качестве писателя Аркадия Гайдара. Одним из сценаристов этого фильма был Павел Лунгин, а главную роль исполнил Андрей Ростоцкий.
Трижды о любви (1980 год)
Уроженец Боготольского района режиссёр Виктор Трегубович привёз съемочную группу этой мелодрамы во главе со звёздами Сергеем Прохановым и Мариной Левтовой в окрестности своего родного города. Кино рассказывает о колхозном шофере, который возвращается из армии и узнает, что его любимая вышла замуж.
Не ставьте Лешему капканы (1981 год)
Режиссёр Владимир Саруханов, родившийся в Новосибирске, уже изучал вопросы столкновения с бандами в Хакасии в 20-е годы в предыдущем фильме, но обратился к этой тематике и в своей следующей картине. Она рассказывает о красноармейце Кирбижекове, который внедряется в недобитую после Гражданской войны банду атамана Игнатьева.
В основу фильма легла повесть красноярца Анатолия Чмыхало «Леший выходит на связь», которую он написал в соавторстве с Анатолием Кериным.
Магистраль (1982 год)
И снова уроженец красноярского края Виктор Трегубович везёт в край новый материал — действие этого фильма-катастрофы происходит на вымышленной Красногорской железной дороге, но Трегубович решает снимать поближе к своим родным местам. Съёмки «Магистрали» проходили на красноярской железной дороге в окрестностях Красноярска — в Ачинске, на станциях Злобино и Боготол. Кстати, в некоторых массовых сценах в роли пассажиров застрявшего после столкновения на дороге пассажирского поезда снимались друзья моих родителей.
Фильм с участием Кирилла Лаврова, Владимира Гостюхина, Людмилы Гурченко и Владимира Меньшова стал большим хитом советского кинопроката 1983 года.
Алый камень (1986 год)
Главный герой мелодрамы «Алый камень» в Красноярске оказывается проездом, на пути к другому месту назначения — но при этом в кадре устраивается целая экскурсия по нашему городу, с демонстрацией множества городских видов, которые будет приятно узнать любому красноярцу.
Сибирский цирюльник (1998 год)
Знаменитый исторический эпос Никиты Михалкова, самый дорогой фильм в истории российского кинематографа, снимался в огромном количестве мест — в том числе и в Красноярске и Хакасии, на Бирюсе и на Мане. В общем, не зря один из первых показов «Цирюльника» в России состоялся именно в Красноярске, в кинотеатре «Луч» — с городом и краем этот фильм связывало очень многое.
Бонус-трек: Улицы разбитых фонарей (2002)
В конце 90-х две серии знаменитого милицейского сериала сняли в Красноярске и окрестностях — в частности, кульминация происходила на Столбах. Кроме заповедника в кадр попали и краеведческий музей, и даже хоккейная команда «Енисей». Блеснули и актеры местных театров — Яков Алленов и Владислав Жуковский сыграли роли сибирских бандитов.
На этом список фильмов, снятых в Красноярске и крае, конечно же, не заканчивается. Если вы знаете картины, не вошедшие в этот материал — расскажите о них в комментариях!