Итальянец давно работает в российской провинции, актерский состав подобрался отличный, текст взят несложный и смешной. Результат, однако, иначе чем скромным не назовешь.
От постановки такого рода, то есть, от классической комедии положений, не требуется высоких художественных свершений — достаточно легкости сценографических интонаций, ярких актерских типажей и отсутствия пошлости, как драматургической, так и режиссерской. Формально всеми этими качествами «Голодранцы» наделены.
Сюжет авантюрен: два нищих семейства, ютящихся под одной крышей и задолжавших всем и вся, помогают богатенькому дворянину заключить мезальянс с танцовщицей — буквально за пачку спагетти они изображают его высокомерную расфуфыренную родню, якобы с большим недовольством, но дающую разрешение на брак. Особый юмор заключается в том, что отец девушки — прикупивший себе титул бывший плебей, поэтому, сколько бы глупостей не допускали самозванцы, он всё равно будет с благоговением заглядывать им в рот. Есть в истории также неожиданные дети, туповатые лакеи и престарелые любовники, а в финале все женятся друг на друге под весёлую музыку.
Проблемы у спектакля очевидные, чисто режиссерские по природе. Прежде всего, это темп — вразвалочку, интрига не форсируется, поэтому смех проистекает скорее из содержания реплик, чем из остроумного их обыгрывания.
Обнаруживать, что вроде бы не связанные друг с другом персонажи на самом деле близки, должно быть интересно, но на деле эти выходы никак не обставлены, и потому занимательны намного меньше, чем могли бы. Сама же по себе постановка ополовинена: первое действие — сплошная экспозиция, в которой персонажи ведут бесконечные, дублирующиеся по смыслу диалоги, как будто бы в нарочито шаблонных характерах есть куда копать. Как итог, разговор о еде, например, которой грезят голодранцы, повторяется столько раз, что перестает быть забавным и начинает вызывать недоуменную жалость — героев действительно хочется покормить, только чтобы прекратить поток скучного и однообразного нытья.
Другая проблема — отсутствие химии между артистами. Обманщиков ведут в бой Владимир Пузанов и Андрей Киндяков, которые, как известно, способны заставить зал хохотать силой одной только приподнятой брови. Здесь они играют столь же задорно, но — дуэтом, не замечая остальных, а остальные не слишком рвутся им помогать. Молодые «пушкинцы», будучи брошены на произвол судьбы более опытными коллегами, манерничают и паясничают. Единственный, кому удается организовать вокруг своего героя комическое напряжение — крайне эпизодический Сергей Даниленко, но это танцы на носовом платке, — больше не запоминается ничего. Наконец, в спектакле есть механический ребенок, опознать в котором живого невозможно, хотя он тоже что-то говорит и как-то взаимодействует с окружением.
Резюме: местами забавная, но в целом непритязательная постановка, которую можно смело смотреть со второго акта.