В самом начале показалось, что история Дискуссионного клуба Универсиады подходит к концу. Хотя в весенней сессии заседание, прошедшее накануне, было лишь третьим. Так мало интересующихся оказалось в зале. Бросилось в глаза и отсутствие видеозаписи — обычно заседания снимали с нескольких точек и позже выкладывали в сеть. Но постепенно зрители подтянулись и все-таки создали впечатление значимого события. Тем более, что тема была заявлена архиважная — экологическая безопасность.
Сочи, дым и мусор
Традиционно модерировала заседание Дискуссионного клуба экс-ведущая красноярского телевидения Анастасия Солопеко. Несмотря на свой переезд в Сочи, о котором не знает разве что памятник Ленину в центре города, она прилетела для работы в рамках клуба. На вопрос — за чей счет — ответила въедливому подписчику в Instagram. За свой.
Первой выступила представитель министерства природных ресурсов и экологии. Она описала нынешнюю ситуацию, показала графики про то, как есть и как будет, а также озвучила несколько занятных тезисов. В частности, к 2019 году планируется, что четыре крупные компании снизят выбросы: это «РУСАЛ», «Красноярский цемент», «Красноярская ТЭЦ-1» и «Фармэнерго». На это будет потрачено 6 млрд 621 млн и сколько-то еще тысяч. Причем не наших с вами денег — нагрузку на экологию компании снизят за свой счет. Кто будет контролировать? Совесть менеджеров этих компаний — лучший контролер.
Также докладчица пообещала модернизацию контейнерных площадок для сбора мусора в жилом секторе. И показала прямо-таки европейскую картинку. На это потратят еще 34 млн рублей.
Пока чиновница рассказывала о том, как нам всем будет хорошо дышать в 2019 году, теперь уже бывший ее коллега, а ныне экологический общественник Сергей Шахматов писал в Фейсбук: «Началась дискуссия по универсиаде на тему экологической безопасности) Очень важная тема, но... Анастасия Солопеко как всегда неотразима!!!)))».
Срубил дерево? Посади два!
Однако, как бы кто того ни хотел, но главной темой в обсуждении стала все-таки не модератор клуба, а деревья: уже срубленные, планируемые к рубке и к посадке. По подсчетам устроителей Универсиады, всего ради спортивного праздника придется вырубить 18 тыс деревьев. По подсчетам активистов, защищающих Березовую рощу и иже с ней — 90 тыс. Оказалось, что методы подсчета у всех разные и к единому мнению о количестве несчастных насаждений обе стороны придут не скоро.
Впрочем, требование «за одно срубленное дерево высаживать два» никто не отменял. Правда, и здесь нашлось немало негатива — сколько бы ни было сделано компенсационных посадок, за каждым деревом еще и глаз да глаз необходим на протяжении трех-шести лет.
Такой срок, уверены общественники-экологи, ответственные за посадки соблюдать не будут. Да и как отметила одна из выступающих — новые деревья в Красноярске нынче приживаются плохо. Ведь «черное небо» влияет не только на горожан, но и на насаждения.
Член общественного совета при минприроды Юрий Мальцев напомнил, что работать строители обязаны в рамках госэкспертизы. В ходе заседания этот тезис он повторял неоднократно. Его успокоили, что заключение будет вскоре получено на все объекты.
Руководитель дирекции Универсиады Максим Уразов на критику общественников заметил, что эта самая дирекция занимается лишь оргвопросами — к рубке берез и сосен они не имеют отношения. А значит, следует положиться на совесть строителей — именно подрядчики контролируют ход работ, в том числе и в экологическом плане. На все критические стрелы у Уразова уже был готов ответ. Повторить его за ближайшие три года ему придется, видимо, не один десяток раз.
— Мы будем искать эффективные решения для сохранения зеленых насаждений. Но ключевая задача для меня — город должен развиваться, соблюдая экологическое законодательство. Без развития город не может жить. Не может жить без новой инфраструктуры, без новых спортивных объектов. Мы должны радоваться, когда появляются новые объекты. Мы должны заниматься спортом. И это очень важно, — произнес он программную речь.
Прощай, сквер!
Отдельной темой стало уничтожение сквера в районе Политехнического университета. На его месте планируется построить две высотки-общежития.
И это, скорее всего, в ближайшем будущем станет главным камнем преткновения для Уразова даже несмотря на то, что во время разговора необходимость в этих общежитиях выразил представитель СФУ. То, что сквер с двух сторон и так окружают общежития, смущает разве что общественников. Они получили логичный для кого-то ответ — мол, существующие здания старые и требуют капитальных вложений.
— Так снесите старые общежития и на их месте постройте новые, — не сдавались защитники сквера. Но все как всегда оказалось не так просто. А может наоборот — слишком просто. Логично ведь предположить, что снести здания — гораздо дороже, чем сквер. Да и куда деть сотни студентов на пару лет строительных работ? А потому дни вполне милого сквера, где зимой до сих пор заливают большую ледяную горку и украшают новогоднюю ель, скорее всего, сочтены.
Нынешнее заседание Дискуссионного клуба, показалось, было устроено для того, чтобы еще раз попробовать примирить общественников-экологов с современными реалиями. Вряд ли это получилось, хоть и удалось многое обсудить. Впрочем, говоря об экологической безопасности, участники не обсудили одну простую вещь — Универсиада состоится ровно через три года, в марте. Выбросы, может, и станут меньше. И, возможно, красноярцы забудут про нескончаемый режим «черного неба».
Но что делать с режимом черного снега, грязи и льда, если март-2019 выдастся таким же теплым, как нынче? Видимо, это тема уже для следующего Дискуссионного клуба...
Антон Смирнов, интернет-газета Newslab.ru