О желании начать свое дело
Мысли о своем деле мы с мужем вынашивали очень долго. Всегда хотелось попробовать свои силы. И, казалось, что ума и способностей для этого точно хватит. Кто-то назовет это самонадеянностью, мне же кажется, это здоровые амбиции.
Перед глазами были примеры друзей и знакомых — среди них есть те, кто почти всю жизнь работает сам на себя. Но по-настоящему вдохновляли истории местных бизнесменов: Татьяны Андреевой из «Умки», ребят из «Метадизайна», Анатолия Ващенко из Bellini group.
Однажды прочитала большое интервью с последним о перипетиях его бизнес-пути — как еще в институте делал первые шаги к своему делу, терял из-за неудач квартиру, но со временем все же достиг успеха... Такие истории воодушевляют: и у меня тоже получится! И одновременно ставят вопрос: «Если есть цель, почему я к ней не иду?».
Об идеях для бизнеса
Мысль о том, что мы с мужем должны иметь свое дело, прочно засела в голове. И мы все время обсуждали различные идеи, их было очень много. Фито-бочка, сауна, автоматическая прачечная — даже узнавали, сколько стоит необходимое оборудование. Почему не доходило до воплощения? Думаю, не были готовы ставить на кон все, что имеем: писать бизнес-план и брать кредит без какого-либо запаса прочности и оглядки на то, что будет «завтра».
Поэтому попробовать себя в бизнесе смогли только когда супруг достиг определенного уровня, и его зарплата позволила взять миллион рублей заемных средств. Кроме того, очевидно, что всё случилось, когда пришло «то самое время».
О запуске своего дела
Я вовсе не фаталист, но в том, как открывался Mini finn без судьбы — как минимум, без стечения обстоятельств — не обошлось. Незадолго до этого я уволилась с офисной работы: решение, к которому сама себя подвела — было огромное желание заняться чем-то своим. Появилась идея для бизнеса — не очередная, а та самая! Через интернет заказали для ребенка комплект зимней одежды из Финляндии. Вещь понравилась настолько, что мы решили: «Вот этим и будем заниматься!».
Подготовка к открытию заняла ровно месяц. За это время были налажены контакты с поставщиками, найдено помещение — сначала рассматривали «Июнь», но цена аренды там обескуражила. Остановились на «Изумрудном городе»: как мама, я понимала, что именно туда за детской одеждой едут родители со всего Красноярска. По сходной цене, у владелицы закрывающегося магазина детской одежды, приобрели торговое оборудование. Так в декабре 2012 года открылся магазин Mini finn, а я воплотила мечту о собственном деле и стала предпринимателем (год назад мы уже рассказывали о первых итогах работы магазина Mini finn — прим. редакции).
Иллюзия оборота
Одновременно с открытием магазина мы запустили серьезную рекламную компанию — на размещение в ТВ-эфире тогда были колоссальные скидки. Плюс, сезон — людям нужна была детская зимняя одежда.
Народ пошел, а я вкладывала вырученные от продажи деньги в закупку нового ассортимента. И думала: «Ой, как прекрасно». Прожила с этим настроением декабрь, январь, а в феврале люди идти перестали. Весенний ассортимент у меня был очень маленький, так что еле-еле удавалось наскребать на аренду помещения.
Тогда меня накрыло уныние, спасибо, родителям и мужу — они помогали как могли. Летом тоже было несладко: мы привезли футболки с изображениями на тему очень популярной тогда игры Angry Birds. Конечно, речь не идет о какой-то колоссальной выручке — покупаешь майку за 250 руб., продаешь за 500 руб. Но это создало иллюзию оборота, да и мне хотя бы не было скучно сидеть в магазине. Покупатель вернулся к августу — у нас уже был закуплен новый ассортимент, начались продажи, товара даже не хватало. И стало гораздо веселее.
Об успехе и неудаче
Чувство успеха было тогда, когда был спрос — в сезон, он начинался с июля и заканчивался к февралю. Первые за обновками приходили северяне, потом красноярцы — покупали одежду для самых маленьких детей, потом одевали подростков, термобелье же пользовалось спросом на протяжении всего сезона. У нас был хороший сайт, система оповещения о новых поступлениях — e-mail и смс-рассылка. Люди и сами проявляли активность: в сезон телефон просто обрывался. Ну, а потом наступала тишина. Возможно, работать в режиме «от сезона к сезону» можно было бы и дальше, если бы не кризис...
К лету 2015-го было очевидно: у людей стало гораздо меньше денег. Мы сработали по уже опробованному «сценарию» — привезли небольшой летний ассортимент, но его кое-как разобрали. Если раньше покупали 2-3 майки с героями популярных компьютерных игр и мультсериалов, то тут брали одну — в лучшем случае.
Чаще же отказывали детям, так что в итоге пришлось продавать товар по закупочной цене, чтобы просто избавиться от него. С зимним, базовым для нас ассортиментом, было чуть лучше: его раскупали, но прежнего ажиотажа не было. Я и сама понимала, что тех, кто готов купить комплект зимней детской одежды за 16-18 тыс руб. (из-за курсовой разницы цены в среднем выросли на 30%), заметно поубавилось.
О решении закрыть свое дело
Я сразу давала бизнесу три года. За это время он должен был или расцвести и начать приносить нормальные деньги, или... А чудесная таблица ДДС — движения денежных средств — не оставляла никаких иллюзий. Отняв расходы от доходов и разделив эту сумму на количество месяцев, я рассчитала свою зарплату за три года работы магазина — 5 тыс рублей в месяц.
Да, в первые два года в бизнес пришлось серьезно вложиться: торговое оборудование, видеонаблюдение, смс-рассылка, сайт, реклама в СМИ. Но к 2015-му, когда все основные затраты были сделаны, финансовые показатели по-прежнему не внушали оптимизма. Если относиться к такому бизнесу как к хобби, то он имеет право на жизнь — такая самозанятость: на колготки заработала, ну и хорошо. Но как вариант стабильного извлечения денег такой бизнес рассматривать трудно.
Об опыте
Решение о закрытии далось болезненно. Когда ты три года безвылазно сидишь в магазине, когда знаешь покупателей по именам и готов про каждую вещь прочитать небольшую лекцию... Конечно, было не просто, но нужно уметь отпускать. Опыт был получен, я многому научилась — точно не узнала бы столько же, работая по найму. Это опыт разнообразной и часто тяжелой работы. Ты и коробки таскаешь, и сайт делаешь, и с поставщиками общаешься, и одежду развешиваешь — узнаешь, что пуховая одежда иногда приходит прессованной и ее нужно отдать ее в химчистку, чтобы ее там «раздули». Познавать все эти тонкости было очень интересно и трудно.
Думаю ли о своем деле дальше? Да, но уже в направлении работы с информацией. Торговля — очень интересная сфера, но в итоге процесс становится рутинным. Если бы он был доходным и рутинным — то и пусть, а когда он рутинный и недоходный — тут и обманывать, себя и других, незачем.
Три совета от Анастасии Погоревич по ведению своего дела
— Не нужно «гулять на последние». Часто, открывая свое дело, люди вкладываются в антураж — хороший ремонт, дорогую мебель. Это первое, чего делать точно не стоит. Если ваша услуга или продукт нужны потребителю, он купит ее при любом антураже.
— Не ждите быстрых денег. Обязательно дайте бизнесу время вырасти, но и умейте расстаться с ним, если финансовые показатели сильно далеки от намеченных целей.
— Не экономьте на людях. В любом бизнесе есть масса статей, на которых можно сэкономить. Скажем, самостоятельно вести профиль в социальных сетях или мыть полы в магазине/офисе — я сама, а потом и наемные продавцы такой работы не гнушались. Но экономить на людях — нельзя. Это касается как клиентов — проявляйте к ним максимальное внимание, вникайте в их запросы, так и сотрудников. Хорошо оплачиваемые сотрудники — это плюс любому делу: человек заинтересован в работе, он стремится улучшить процесс, вносит идеи и, в конце концов, всегда в хорошем настроении.
Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru