Почему вы, предприниматель с более чем 20-летним опытом в ИТ-сфере, решили инвестировать в местный туризм?
Это направление выросло из личного увлечения. Когда ты в течение двух часов ловишь мешок огромных щук — просыпается прямо сумасшедший азарт! Оказаться на севере края для любого рыбака — это как оказаться в раю. Но дело не только в богатейшем улове — гигантских щуках, тайменях, окунях. Дело главным образом в уникальных местах — красивейшей природе и людях, открытых, как говорится, «без фиги в кармане».
Сомнений не было: на севере региона есть все для того, чтобы организовать нормальное работающее дело. Этим мы и занялись четыре года назад: простроили маршруты, закупили катера, начали возить туристов. Интерес — есть: на север региона едут из Тюмени, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Владивостока, Иркутска, Самары, Волгограда, Москвы и даже из Эстонии. Меня лично это не удивляет — в Красноярском крае действительно лучшая во всей Сибири рыбалка.
Что говорит 4-летний опыт работы, въездной туризм в Красноярском крае может быть полноценным бизнесом?
Без сомнений, да! К нам едет группа за группой, и все говорят одно и то же: такую рыбалку, как на севере края, они не видели нигде, даже на Камчатке. Можно пойти дальше и активнее работать с туристами из-за границы — Германия, Израиль, Китай. Все, кто любит рыбалку, кому интересна наша природа, поедут в край тысячами, сотнями тысяч. Каждый из них потратит здесь как минимум одну-две тысячи долларов.
Эти деньги, что важно, останутся на территории — в виде рабочих мест, построенной инфраструктуры, растущей инвестиционной активности — и будут работать на нас с вами. Во всем мире туризм — одна из самых больших по экономической емкости отраслей. Ни нефть, ни газ, ни золото — туризм, 12% мирового ВВП. В России, увы, эти показатели ничтожны.
Красноярский край интересен туристам только рыбалкой или есть и другие направления?
Северная рыбалка — это лишь один из примеров. В крае невероятная по красоте природа, в ней огромный потенциал для развития в регионе туризма. Реки и озера, водопады и пещеры, плато Путорана и место падения Тунгусского метеорита — если правильно оценим все эти ресурсы и выстроим турпотоки, туристическая отрасль в короткие сроки может стать для региона «золотой жилой». Именно в ней заключается серьезный потенциал для роста экономики края.
Мы часто делаем ставку на инновации, что верно — будущее за ними. Но инновационные производства — это особая среда, над формированием которой нужно специально работать, чтобы в край поехали ученые, изобретатели. Туристическая же отрасль может развернуться на территории моментально, было бы желание. И также моментально дать работу сотням тысяч людей и невероятный приток денег в экономику региона. Туризм — огромное поле деятельности для приложения сил и инвестиционного потенциала среднего и малого бизнеса.
Уверены, что предприниматели пойдут в туротрасль? Сейчас подобные примеры можно пересчитать по пальцам.
Уверен! И прекрасно понимаю, почему пока такие примеры единичны. Инвесторов — тех, кто обладает свободными средствами и ищет варианты для их вложения, в регионе немало. Но сегодня они выбирают такие сферы, как недвижимость или валюта, а не туризм. Почему? Потому что инвесторам нужна предсказуемость, возможность прогнозировать сроки окупаемости, доходность. Сейчас в туризме этого нет, поэтому бизнес не идет в отрасль.
Нужна стратегическая карта развития туризма на территории края. Представьте, предприниматель понимает, где-то в крае в перспективе год-два проложат трассу, через которую будет проходить турпоток — смело можно начинать строить на этой территории гостиницу или ресторан и оценивать сроки возврата вложений.
Прорисовав для малых инвесторов некую «дорожную карту», мы получим серьезный приток в отрасль частных средств. Их привлечение должно стать для края приоритетом: чем больше частных инвесторов придет в отрасль, тем больше денег на ее развитие даст федерация. Федеральные инвестиции идут на инфраструктуру — дороги, электричество, частный инвестор вкладывается в гостиницы, рестораны и так далее.
Сейчас векторы развития вообще никак не обозначены?
Есть общее представление, и оно постоянно меняется. Но если мы хотим привлечь в отрасль большое количество предпринимателей, нам нужна точная — до миллиметра продуманная стратегия. Есть еще одно важное условие — максимальная ответственность чиновников. Часто от бизнеса можно услышать: «...лишь бы власть не мешала». Но в такой гигантской по потенциалу отрасли, как туризм, многое зависит именно от власти. Начиная от нормативных документов и заканчивая той самой стратегией, где всё должно быть рассчитано по годам и сезонам. Если предприниматель построит гостиницу в открытом поле, а дорога там никогда не появится — бизнес просто прогорит.
Инвесторы в регионе есть, потенциал территории огромен, а потому развитие туризма в крае — одна из главных задач, не терпящих отлагательства. «Проспим» эту возможность, туристы поедут в другой регион. Относительно недалеко от нас Китай — это 750 миллионов туристов в год. Если в край приедут хотя бы 1,5 миллиона человек... Но случится это, только если в регионе будут должного уровня гостиницы, автобусы, теплые туалеты вдоль трасс и так далее. Помимо нашей природы, огромный интерес для китайцев представляют объекты «красного» туризма: Шушенское — место ссылки Ленина и Туруханск, где в свое время также в ссылке был Сталин. В Ульяновске только на одном имени Ленина уже отстроена серьезная туриндустрия.
Если точки роста понятны, почему въездной туризм в крае так слабо развит?
Уже давно сам живу с этим же вопросом. Идти в политику я, предприниматель, решил именно потому, чтобы начать задавать этот и другие вопросы громче. Чтобы взять в руки огромный рупор и спросить: «Почему у нас по Енисею ходят корабли, построенные еще в 50-х?». Пять лет назад их было четыре, сейчас осталось всего два. Сколько туристов такие корабли смогут увезти на север края?
Возможности для развития туризма у нас под ногами, но мы их не используем. А ведь кроме всплеска предпринимательской активности, роста налоговых отчислений и новых рабочих мест, это еще и тема патриотизма. За рубежом — классно, когда станет классно у нас? Может быть, пришло время?
К вопросу политики. В Заксобрание края вы баллотируетесь от «Партии Роста». Почему именно это политическое объединение?
Уже давно очевидно: назрела необходимость объединить предпринимателей со всей России и начать отстаивать их интересы, а значит, давать возможность для развития уже работающих и новых производств, увеличения числа рабочих мест — экономики страны в целом. «Партия Роста» как раз представляет интересы тех, кто сумел наладить собственное дело и сегодня обеспечивает работой десятки, а то и сотни человек, платит налоги.
Почему я, предприниматель, иду в политику? Потому что 25 лет ждал, что в стране появятся профессиональные управленцы, которые будут работать в интересах государства и тех, кто в нем живет и строит свое дело. Не дождался! Шаг в политику сродни тому, как если бы я летал на самолете пассажиром, а теперь мне приходится сесть за штурвал. Почему? Потому что пилоты то пьяные, то их нет, а иногда еще и стюардессы рулят. Но это не дело — нужны перемены и те, кто готов взять в руки тот самый «штурвал».
Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru