В каком состоянии вы приняли авиакомпанию?
На май 2016 года накопленные долги достигли критических пределов. Поэтому особое внимание мы уделили бюджетным процессам: были актуализированы все документы по финансовой деятельности, взаимодействию с налоговыми и контролирующими органами.
В рамках программы финансового оздоровления общий объем критичной для компании кредиторской задолженности был закрыт. Просроченная задолженность по налогам и небюджетным организациям, а также по судебным решениям полностью погашена. Снят арест с имущества компании.
Полностью погасив эти долги, «КрасАвиа» перешла к нормальному среднесрочному заимствованию. Более того, на сегодняшний день у авиакомпании есть финансовая «подушка», которая позволит быстро решать некоторые сложные вопросы.
Почему сменились руководители?
Поскольку к «КрасАвиа были вопросы от надзорных органов о соответствии некоторых топ-менеджеров занимаемым должностям, при новых назначениях вопрос квалификации учитывался в первую очередь. Кроме того, для оптимизации были сокращены несколько заместителей генерального директора, а их обязанности перераспределены между оставшимися.
Правда, что «КрасАвиа» банкротят в суде?
Из 50 единиц авиатехники 60% — это собственность компании, 40% берется в аренду. На май этого года долги по аренде воздушных судов у ООО «Авиатехника» составляли 20 млн рублей и руководство предприятия подало на нас иск о банкротстве. К 1 августа долг «КрасАвиа» перед этим контрагентом был полностью погашен, однако руководство «Авиатехники» направило в суд дополнительные документы, умолчав о том, что задолженности больше нет. Рассмотрение иска назначено на 26 сентября. По закону оснований к признанию «КрасАвиа» банкротом не имеется.
К «КрасАвиа» есть еще один иск от «Авиатехники». В 2012 году у арендованный у нее вертолет Ми-8 совершил жесткую посадку и получил повреждения. Сумма иска оказалась неоправданно завышена: от нас требовали компенсировать 80 млн рублей. Мы провели независимые экспертизы, которые показали, что реальная сумма ущерба варьируется в пределах 12-15 млн. Решением суда определено к возмещению около 13 млн в счет стоимости вертолета и около 25 млн недополученной прибыли. Компания предварительно оценивала эти риски и на сегодняшний день мы имеем денежные средства для исполнения решения суда, что и будет сделано в соответствии с процессуальными процедурами.
Что вы делаете для того, чтобы в условиях столь жесткой конкуренции сохранить существующий объем работы и развиваться дальше?
По поручению губернатора Виктора Толоконского была сформирована программа развития компании на ближайшие три года, продолжается работа по улучшению транспортной доступности и восстановлению объема социально-значимых маршрутов в регионе.
Стабилизировалась ситуация в направлении Красноярск-Мотыгино, Красноярск-Шушенское и Красноярск-Кодинск. Ранее к авиакомпании было много замечаний от жителей и глав территорий — жаловались на отмены рейсов, смену типов воздушных судов и высокий уровень тарифов. Рейсы на Кодинск и Мотыгино сейчас показывают очень хорошую загрузку и осуществляются стабильно. Это достигнуто за счет гибкой системы тарифообразования и улучшения качества обслуживания.
Нам удалось не только восстановить объем работ в крае, но и получить дополнительные федеральные субсидии на такие новые маршруты, как Новосибирск-Байкит, Горноалтайск-Уфа и Горноалтайск-Екатеринбург.
«КрасАвиа» доставляет почту, продовольствие, лекарства и другие важные грузы на Север. Удалось ли выправить ситуацию с полетами в отдаленные территории ?
Во многие северные районы можно добраться только воздушным транспортом. Поэтому надежное снабжение отдаленных территорий имеет большое социальное значение. В этом году мы летаем в 5 удаленных районов: Диксон, Хатанга, Тура, Байкит, Ванавара.
Было выполнено поручение губернатора увеличить частоту рейсов в Норильск и Хатангу до двух раз в неделю. Создан транзитный маршрут Красноярск-Хатанга со стыковкой рейса авиакомпании «Таймыр» в Норильске. На 2017 год мы заявили новое направление — Красноярск-Ярцево на самолете L-410.
Авикомпания обслуживает только регулярные рейсы?
В июле «КрасАвиа» победила в пяти конкурсах по заказам недродобывающих компаний — Роснефти и ЛУКОЙЛа. Для ЛУКОЙЛа это перелеты Когалым-Хатанга и Хатанга-Мыс Сибирский. Для Роснефти: Красноярск-Хатанга, Красноярск-Тура-Хатанга и Хатанга-Мыс Косистый. С августа этого года по декабрь 2017 года коммерческий доход авикомпании по этим перевозкам составит 670 млн рублей.
Летом было несколько инцидентов с воздушными судами «КрасАвиа» — то самолет садился на одном двигателе, то выкатывался за взлетно-посадочную полосу, то трап отъехал во время посадки пассажиров. Это как-то связано с состоянием техники?
Все самолеты, вертолеты проходят обязательную предполетную подготовку, ежегодный технический осмотр, иначе к нам были бы вопросы от надзорных органов. Нельзя сказать, что авиапарк изношен. Просто у некоторых судов подходит время становиться на капитальный ремонт, и, что важно, теперь у нас есть средства на приобретение запасных частей.
Безопасность полетов также зависит и от состояния аэропортов. А оно, согласитесь, у многих территорий оставляет желать лучшего.
Северные аэропорты — большая нагрузка для компании, но мы понимаем их социальную значимость для отдаленных населенных пунктов. После встреч с коллективами аэропортов была сформирована программа срочных ремонтов. В прошлом году ремонты не проводились, нам пришлось заняться этим сразу же в мае.
Поскольку было увеличено количество рейсов в Хатангу, этот аэропорт стал определенным форпостом. В сентябре здесь будет построен ангар для техобсуживания вертолетов, а до середины ноября мы планируем завершить капитальный ремонт гостиницы. Кроме того, впервые за три года для аэропорта Хатанги и Диксона была приобретена снегоуборочная техника.
Произошли какие-либо изменения в социальной политике авиакомпании?
Пока что уровень оплаты труда сотрудников оставляет желать лучшего. Мы понимаем необходимость введения прозрачной, понятной для работников и объективной системы оплаты труда. Тем более, что летный состав — это специалисты высокого класса, которые регулярно проходят переподготовку. Сейчас разрабатывается Положение об оплате труда.
Особое внимание уделяется мотивации сотрудников. В «КрасАвиа» работает около 1000 человек и впервые за всю историю существования авиакомпании был составлен коллективный договор. В документе закреплены социальные гарантии, которых раньше не было. Например, денежные выплаты при рождении ребенка, при награждении государственными и краевыми наградами, при уходе на пенсию, обеспечение летного состава наземной работой по достижению пенсионного возраста, материальная помощь при несчастных случаях и многое другое. Ежегодно на эти выплаты запланировано 12 млн рублей.
Коллективный договор также содержит положение о льготном проезде на отдых по России для работников северных территорий и членов их семей. Отсутствие этой социальной льготы ранее было предметом судебных разбирательств между работниками и администрацией «КрасАвиа».
Какие задачи ставите перед собой на ближайшие годы?
Всему коллективу «КрасАвиа» предстоит большая работа. Впереди у нас много изменений, но я уверен, что профессиональная команда общими усилиями сможет вывести главного регионального авиаперевозчика края в ряд ключевых региональных авиакомпаний России. Мы будем восстанавливать парк собственных судов и отказываться от арендованной техники, будем совершенствовать организационные процессы и улучшать финансовые результаты работы. В следующем году также планируем восстановить объем работ, выполняемых во взаимодействии с лесопожарным центром по тушению пожаров на территории Красноярского края. Но главное — мы сделаем все возможное, чтобы пассажиры оставались довольны каждым полетом, выполненным «КрасАвиа».
Лидия Тимофеева, интернет-газета Newslab.ru
На правах рекламы