Татьяна, почему вы решили стать наставником?
Это случилось в тот момент, когда мне показалось, что в моей жизни не хватает смысла, я чувствовала пустоту. И эту пустоту захотелось наполнить чем-то полезным, чем-то действительно важным и нужным. Увидеть результаты своей деятельности, прикоснуться к одному большому общему делу, приносящему большое добро. Вот таким хорошим, важным, нужным делом и стала моя волонтёрская деятельность в фонде «Счастливые дети».
Как происходил выбор подопечного?
Подопечных своих я сама не выбирала. Мне их назначали кураторы волонтёрской программы: это были дети, у которых в тот момент не было шефов.
Были какие-то страхи и опасения перед визитом в детский дом? Они оправдались?
У меня есть опыт работы с детьми: была вожатой в лагерях у детей разного возраста. Поэтому я знала, что смогу найти общий язык практически с любым ребёнком. Но при первом посещении детского дома я все-таки опасалась, что дети окажутся слишком агрессивными, ведь они все — со сложной судьбой, психологическими травмами. Но мои опасения не подтвердились! Конечно, дети активные, как и все дети на свете! Но это нормально! Они добрые, открытые и доверчивые, порой даже чересчур. Страха не было ещё и потому, что со мной была Люба, опытный наставник, волонтёр со стажем. И мне это тоже очень помогло.
Расскажите о своём первом посещении учреждения: что удивило, что запомнилось?
Скажу честно, при первом посещении детского дома у меня не возникло чувства восторга и радости. Самое первое ощущение: я попала в абсолютно казённое учреждение, в котором совсем нет домашнего уюта, комфорта.
Да, вокруг порядок и чистота, повсюду детские поделки, рисунки. Но это не то место, где ребёнок должен провести своё детство! Удивили дети — такие активные, здороваются, задают вопросы, порой провокационные, все хотят подержать тебя за руку, пообщаться. Нас готовили к этому, но все равно это было удивительно!
У вас было трое подопечных, расскажите о них, пожалуйста.
О своих трёх подопечных я могу говорить бесконечно долго, и только хорошее! Когда я думаю о моих двух мальчиках и одной девочке, на сердце становится и грустно, и радостно. Я очень скучаю по ним. Оказалось, что самое трудное в нашей деятельности волонтёров-шефов — это расставание с детьми, когда их забирают в приёмную или кровную семью. Но ведь я понимаю, что это во благо им, дети сейчас находятся там, где и должны быть все дети — в семье. Они счастливы, а значит, счастлива и я.
Первым моим подопечным был мальчик 11 лет. Очень способный, мы с ним вместе учили уроки, катались на великах, играли в футбол, пионербол. Вторым подопечным был тоже мальчик, 8 лет. Такой же старательный в учёбе, всегда с интересом читал, потом пересказывал, как понял текст, учили с ним стихи, в том числе и на английском! Летом, во время нашего общения, научился кататься на велосипеде, и потом его было просто не оторвать от велика! Третья подопечная — девочка 9 лет. Умница, красавица, очень активная, позитивная и жизнерадостная. Мы с ней много рисовали, раскрашивали картинки, читали вслух. И ещё много всего можно рассказать интересного!
Самое главное, что они просто дети и они ни в чём не виноваты! Каждому из них необходима хоть малая доля человеческого внимания и участия, ну а в глобальном смысле, конечно же, нужна семья!
Какой самый трогательный случай вам запомнился?
Однажды я пришла навестить ребёнка, но не увидела его в игровой комнате. Он оказался в спальне, сидел на полу возле своей кровати и, закрыв лицо руками, тихо плакал. Я подошла и спросила, что случилось. Оказалось, что они подрались с ребятами, и ему тоже досталось. И вот он сидит и плачет, потому что ему горько и обидно за себя. И некому его пожалеть. Конечно, моё сердце разрывалось на части. Но я взяла себя в руки, мы сели на кровати, и я сказала ему самые обычные слова: что он не один, что всё будет хорошо. Потихоньку он успокоился. Для меня это была непростая ситуация.
Как вы прощались с подопечными? Поддерживаете ли сейчас связь с ними?
При прощании с детьми я традиционно делаю им на память небольшой альбом с фотографиями, где мы вместе.
Морально стараюсь подготовить ребёнка к расставанию, да и сама стараюсь свыкнуться с этой мыслью. По возможности даю свой номер телефона и адрес для писем. Прощались мы с детьми очень тепло, порой даже немножко плакали... С одним из подопечных мы созванивались поначалу, а потом перестали. И я думаю, что это хорошо, ведь это говорит о том, что он полностью погрузился в свою новую жизнь.
Что помогает вернуться в программу и начать работать с новым ребёнком после прощания? — После прощания с ребёнком у меня, по правилам волонтёрской программы, всегда есть два месяца на отдых. Это очень помогает привести мысли в порядок, настроиться на работу с новым подопечным. К тому же появляется дополнительное время: на хобби, домашние дела. Это очень отвлекает, позволяет сделать перезагрузку.
Что вы считаете своим главным достижением, результатом?
То, что смогла оказать моральную поддержку детям в непростой период их жизни. Быть может, когда я была с ними, их жизнь не казалась им такой безнадёжно серой и унылой. Я постаралась отдать им частичку своей душевной теплоты, чтобы они не чувствовали себя одинокими. И, честно, я видела результат: детские глаза не врут.
Расскажите немного о себе.
Я работаю в банке и люблю свою работу. Увлекаюсь спортом, играю в волейбол. Также занимаюсь пешим туризмом, обожаю походы, жизнь в палатках, песни под гитару у костра. Очень хочется путешествовать по миру с друзьями, с близкими людьми. Я думаю, что эта моя мечта когда-нибудь сбудется, ведь дух авантюризма во мне будет жить всегда!
Друзья, если у вас появилось желание присоединиться к команде волонтёров фонда «Счастливые дети» и стать наставником для ребёнка из детского дома, приходите на вводное собрание 3 или 12 октября в 19.00 по адресу: Красноярск, ул. Дубровинского, 56, «КвАРТира». Любые вопросы можно задать по тел. (391) 215-06-15.
За помощь в организации интервью благодарим фонд «Счастливые дети»
В 2016 году программа «Наставничество и репетиторство» осуществляется при поддержке Агентства молодёжной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края.