Председатель правительства рассказал журналистам о том, как исходя из бюджетных параметров будет строиться жизнь региона в ближайшие три года, каковы основные источники доходов казны края, ее приоритетные расходы, а также как в правительстве намерены решать проблемы дефицита.
Виктор Петрович, как происходило формирование главного финансового документа, от чего отталкивались в правительстве?
Прежде всего, конечно, мы должны были прийти к пониманию того, каким экономическим потенциалом обладает край. Поэтому изначально проводился мониторинг всех основных отраслей.
Мы работали с крупными налогоплательщиками, предприятиями-природопользователями, уточняли ожидаемые результаты их работы и планы на три года. Учитывалось мнение экспертов, а также прогнозы федерального правительства, предполагаемые темпы роста инфляции, изменение курса рубля, цены на продукцию края. Исходя из анализа всех данных смотрели, какие объемы средств получится заработать в ближайшие годы и что край может себе позволить.
И что именно?
У нас два больших блока расходов. Во-первых, это социальная сфера и инфраструктура — дорожная и жилищно-коммунальная. В образовательную сеть края входят более 1000 детских садов, которые посещают свыше 150 тысяч детей, и более 1100 школ, в которые ходят более 300 тысяч учеников.
В регионе около 800 тысяч пенсионеров. Более 1 млн человек, или примерно треть всего населения края, получают ту или иную социальную поддержку, предусмотренную федеральным и краевым законодательством. У нас порядка 180 больниц и 160 социальных учреждений. Всё вместе это большая часть наших расходов. И всё это мы обязаны обеспечивать каждый год, ведь именно стабильность социальной сферы определяет самочувствие и настроение людей. Государство должно выполнять свои обязательства.
Приведу пример. Если бы все жители края платили за услуги ЖКХ «полным рублем», для нормальной организации работы коммунальных предприятий с них требовалось бы собрать в 2015 году 56 млрд рублей. В реальности более 17,5 млрд рублей из этой суммы за них заплатило государство, причем 15 млрд — краевой бюджет. Без этого не обойтись.
Вторая часть расходов бюджета связана с необходимостью развития края. И это уже вопрос бюджетной политики: какой выбор мы сделаем. Важно сформулировать приоритеты — куда и на что будут направлены средства.
Мы для себя решили и уже в течение многих лет придерживаемся такого принципа: важнее всего обеспечить сбалансированное развитие региона, без крена в какую-либо сторону (чтобы не было так, к примеру: строим только школы, а про все остальное — больницы, дороги, культуру и т. д. — забыли). Сбалансированность — это один из принципов при составлении наших планов.
Виктор Петрович, что в целом будет происходить в экономике края в ближайшие три года?
Мы просчитали несколько вариантов сценариев экономического развития и остановились на умеренно оптимистическом. Это значит, что в целом по всем направлениям мы прогнозируем либо сохранение объемов производства, либо небольшой рост.
Экономика края, его валовый региональный продукт и доходы бюджета во многом зависят от ситуации на рынке цветных и драгоценных металлов. Нам важно, какими будут цены на никель, медь, золото, платину, палладий, алюминий, потому что они определяют доходы наших предприятий, а значит, и их инвестпрограммы, уровень зарплат, размеры налогов. Серьезной составляющей экономики края за последние 5–6 лет стала нефтегазовая отрасль, поэтому цены на нефть тоже существенно влияют на объем налоговых поступлений в бюджет.
Надо признать, что, к сожалению, цены на краевую продукцию падали на 10–30 % ежегодно и сейчас находятся в самой низкой точке, за исключением золота, показывающего неплохую динамику. С учетом того, что в год в крае добывается более 50 тонн золота, бюджет получает большие налоговые платежи от этой отрасли.
В следующем году мы ожидаем определенный рост стоимости продукции наших крупнейших налогоплательщиков, хотя он все равно еще не достигнет того уровня, с которого произошло падение.
Объем производства на крупных предприятиях, например, «Норникеля» и РУСАЛа, остается стабильным. То же можно сказать и про энергетику, а также добычу угля. Богучанский алюминиевый завод наращивает объемы, в 2019 году там ожидается удвоение производственных показателей.
Нефтяники, согласно прогнозу, увеличат объем добычи — с 22 млн тонн должны выйти на 29 млн тонн к 2019 году — за счет развития месторождений Ванкорского кластера: начнется добыча нефти на Сузунском месторождении, будут вводиться Тагульское и Лодочное. Закончится строительство нефтепровода Куюмба — Тайшет, и начало добычи нефти на юге Эвенкии также обеспечит прирост в этой отрасли.
Каков примерный уровень роста экономических показателей, заложенный в документе, и какими будут доходы бюджета?
Рост, как я уже сказал, будет небольшим — от 1 до 5% по разным отраслям. Он подтверждается уже реализованными проектами, а также теми, которые находятся в стадии становления и развития. Валовый региональный продукт должен к 2019 году вырасти до 1,9 трлн рублей, или, в сопоставимых ценах, почти на 7%.
Уровень безработицы мы прогнозируем, как и ранее, низкий, около 1,4% в течение планируемого периода. Уровень инфляции в наших планах — 5,3% в 2017 году со снижением до 4,3% в 2019-м.
Мы рассчитываем, что развитие экономики позволит нам получить в следующем году примерно 172 млрд рублей собственных доходов бюджета. Плюс около 18,5 млрд предоставит на целевые направления федерация.
Что касается расходов, то они превышают планируемые доходы и окажутся на уровне 184 млрд рублей. Если говорить о параметрах в целом, общие поступления в краевой бюджет 2017 года (вместе с федеральными деньгами) составят 190,2 миллиарда рублей, расходы — 202,3 миллиарда. Таким образом, дефицит в 2017 году составит порядка 12,1 млрд рублей.
А в следующие два года?
В 2018 году мы предполагаем сократить дефицит до 9,1 млрд, в 2019-м — до 7,1 млрд рублей. То есть продолжим политику его поэтапного снижения. Эту задачу с самого начала своей работы в крае поставил губернатор Виктор Толоконский. Жизнь, конечно, заставляет корректировать планы. Экономическая ситуация в последние годы довольно сложная, поэтому приходится постоянно искать баланс между доходами края и его потребностями. Отсюда и займы.
Каким образом предполагается покрывать разницу между расходами и доходами казны? При этом у края есть значительный государственный долг...
Финансировать дефицит мы будем внешними заимствованиями, а именно, выпуском ценных бумаг. В этом плане у нас работает профессиональная команда, и, как можно проследить по ежегодным результатам, она хорошо размещает ценные бумаги, предлагая наилучший уровень их обслуживания. На них есть спрос.
При существующем у нас объеме бюджетного дефицита и заимствованиях средств для его покрытия госдолг пока продолжит расти, но меньшими темпами. При этом мы по-прежнему сохраняем безопасный уровень соотношения заемных средств и собственных доходов.
В соответствии с федеральным законом 100% — сигнал к прекращению заимствований. У нас эта планка находится на уровне ниже 70% и, ориентируясь на это, мы выстраиваем планы развития края.
На начало нынешнего года наш государственный долг составлял примерно 84 млрд рублей. Из них 17 млрд — это фактически бесплатные кредиты из федерального бюджета, примерно 13 млрд — обязательства по кредитам в коммерческих банках. Остальное — обязательства по выпущенным и размещенным облигациям. Это наиболее выгодный вариант, поскольку процент здесь ниже банковского.
Хочу подчеркнуть: если мы посмотрим на последние 5–6 лет, когда долги накапливались, то увидим, что в этот период были реализованы крупные проекты капитального строительства и развития, что определило улучшение качества жизни в крае. Обеспечивать текущие расходы и финансовую устойчивость из года в год мы можем даже в тяжелых экономических условиях за счет собственных средств края.
Однако перед властью стоит задача в то же время наращивать темпы социально-экономического развития, и заимствования мы используем как раз для этого.
Каковы планируемые расходы бюджета по отраслям?
98% расходов, или почти 200 млрд рублей, — это средства на реализацию государственных краевых программ: комплекса взаимосвязанных проектов, обеспечивающих как текущие нужды, так и решение задач развития в каждой конкретной отрасли.
Крупнейшие траты предполагаются на выполнение программ образования:
в 2017 г. это 51 млрд рублей. 33 млрд пойдет на здравоохранение, 23,5 млрд — на социальную поддержку населения, 14,4 млрд — на развитие физкультуры и спорта, 13,8 млрд — на транспортную систему.
Большие средства предусмотрены на обеспечение финансовой устойчивости наших муниципалитетов. Система финансовая, которая существует сегодня в крае, такова, что всю основную нагрузку, связанную с дефицитом денежных средств, мы берем на уровень краевого бюджета. Поэтому наши муниципалитеты, за исключением города Красноярска, фактически не имеют муниципального долга.
На реформирование и модернизацию ЖКХ уйдет 9,6 млрд рублей, развитие сельского хозяйства — 5,9 млрд. Возможно, какие-то расходы в рамках наших госпрограмм удастся нарастить после появления соответствующих решений на федеральном уровне, поскольку федеральный бюджет еще формируется.
В прошлые годы отдельно отмечали рост финансирования направлений, определенных майскими указами президента. В следующие три года оно продолжится?
Это один из важных параметров плановых расходов края. На цели социально-экономического развития в соответствии с президентскими указами мы закладываем в 2017 г. 20% бюджетных расходов. Это, к примеру, более 40 млрд руб. на рост зарплаты бюджетников, средства на продолжение программы переселения из аварийных и ветхих домов.
Всего, кстати, в рамках выполнения этого поручения в крае с 2013 по 2017 год из почти 234 тысяч квадратных метров аварийного жилищного фонда будет переселено 14 635 человек, что будет стоить более 11 млрд рублей.
Мы продолжим реализацию мер, связанных с обеспечением мест в детских садах детям от 3 до 7 лет. В основном вопрос решен, но садики еще достраиваются. Продолжатся строительство и реконструкция школ, и это будет одним из приоритетов нашей бюджетной политики — число школьников увеличивается в крае год от года, рождаемость растет, и нужно успевать заниматься и аварийными школами, которые у нас есть, и новыми, обеспечивая растущие потребности края в этом виде учреждений.
Универсиада приближается, и как раз эта трехлетка будет посвящена подготовке к ней. Как идут дела?
Объекты строятся, контролируем постоянно этот процесс. Все обязательства, которые край взял на себя в рамках подготовки к этому событию, будут выполнены. Две трети расходов здесь будут осуществляться за счет федерального бюджета, треть составят краевые деньги. Всё, что сегодня будет инвестировано в строительство и реконструкцию спортивных объектов, останется серьезным наследием Красноярска и края.
Естественно, будут развиваться и сопутствующие проекты, заложенные в наши планы развития. Это и медицинские учреждения, и транспортная инфраструктура, и развитие СФУ, и благоустройство города. При этом в инфраструктуру будут вкладывать и частные компании, например, энергетики, которые в рамках своих инвестпрограмм приведут в порядок сети, обеспечив необходимые параметры мощности и надежности.
Мы увидим изменения и на федеральных автодорогах в крае: так, продолжается ремонт и освещение трассы в районе аэропорта. Хорошими темпами идет строительство нового пассажирского терминала в Емельяново. В результате качество обслуживания авиапассажиров значительно улучшится.
Рассчитываем отремонтировать и другие объекты: например, сейчас решается вопрос о федеральном финансировании капитального ремонта красноярского цирка.
Рассчитывает ли правительство на появление новых крупных инвесторов?
На самом деле инвестиционный интерес к краю есть. И такой значимый показатель, как объемы инвестиций, мы надеемся сохранить на уровне 400 млрд рублей.
Большие вложения были сделаны в Ванкорский кластер, Нижнее Приангарье. Сейчас, когда эта работа завершена, общий показатель инвестиций все равно остается высоким за счет реализации других проектов в металлургии, нефтедобыче, энергетике, транспорте, больших инвестиционных программ крупнейших предприятий края. Думаю, что в ближайшие годы популярными сферами вложения будут сельское хозяйство, производство пищевой продукции, лесопереработка: вплоть до возникновения конкуренции.
В этом году началась добыча угля на Диксоне. У нее хорошие перспективы — добыча до 10 млн тонн хорошего антрацитного угля с доставкой в Европу по Северному морскому пути. Пришли в край «Лукойл», «Русская платина».
Однако надо понимать: мы, конечно, готовы встречать инвесторов хлебом-солью, но мы с вами живем внутри единой страны, и то, что происходит в экономике России, в мировой экономике, оказывает сегодня на инвестиционные настроения гораздо большее влияние, чем какие-то локальные «оазисы» для инвестиций в конкретном крае. По мере оздоровления ситуации, без сомнения, вырастут и вложения в нашу экономику.
Вообще на фоне явлений в российской экономике и ее бюджетного дефицита положение дел в крае кажется более оптимистичным...
Действительно, сложилось так, что ряд отраслей, от которых зависят доходы местной экономики, развивается именно в нашем регионе и в меньшей степени влияет на формирование доходов федерального бюджета. Никель, платина, палладий, половина всей меди в стране — всё это производится в Норильске. Цены сейчас не очень высоки, но немного растут, объемы производства не падают, продукция пользуется спросом, под международные санкции она не попала — есть возможность обеспечить экономическую стабильность региона.
То же касается алюминия в Красноярске и Богучанах. По золоту и цены высоки, и объем добычи продолжает расти. Тепловая и гидроэнергетика, добыча угля — стабильное, востребованное производство. Нефть уже играет большую роль в экономике края, но мы все же от нее зависим гораздо в меньшей степени, чем федеральный бюджет.
Плюс, скажем, подоходный налог, который зачисляется в бюджет региона: в федеральном его нет, зато есть другие платежи. То есть там структура доходов другая, это надо учитывать. И структура расходов краевого и федерального бюджетов тоже значительно отличается.
В целом мы надеемся, что, несмотря на кризисные явления, влияющие на всех без исключения, новый краевой бюджет позволит нам выполнить все обязательства перед населением и продолжить проекты социального и инфраструктурного развития региона.