Люба начала писать эти короткие заметки про Алю — свою подопечную — на специальном форуме для приемных родителей в надежде, что кто-то заметит эту смешную, наивную и в то же время не по годам сообразительную девочку. Мы публикуем их для того, чтобы вы знали — одиноких детей так легко можно сделать счастливыми!
Орешки для белочек
...Аля сталкивалась с очередью, наверное, только в детдомовской столовой. В больших магазинах она не бывала, и когда мы с ней заехали в гипермаркет за орешками и попали в вечерний круговорот людей, она казалась напуганной. Пока мы стояли на кассе, она рассматривала «пикающих» кассиров и слушала мои объяснения происходящего. «А ведь это я нашла орешки!» — «Да, ты такая молодец, а я сто раз тут была и не увидела» ...
А потом мы ходили по лесу Студгородка, из которого куда-то исчезли все белки. «Белочки! Кушать подано! Идите ужинать!» — «Аля, не наступай в сугробы, в сапоги наберешь!» — «Смотри, как я лежу в снегу!» — «Аля...»
В свои одиннадцать лет Аля ни разу не кормила белок. Я так радовалась ее радости: как маленький щенок, моя подопечная резвилась в снегу. И так миниатюрная, в этих сугробах она казалась совсем крошечной. «Аля, обернись, я снимаю тебя!» — «О, ты снимаешь? Итак, мы начинаем передачу „Как подкинуть снег“»...
Дети со спичками
Потом мы ехали обратно, и я за рулем отвечала на вопросы про летящий самолет и канализацию под землей. Их малыши задают родителям, только начиная познавать мир. Аля познавала его сейчас. Мне хотелось катать ее на машине, покупать вкусности и удивлять новыми местами. Наверное, примерно так парни ухаживают за девушками или родители развлекают детей на каникулах. Правда, конец всегда был не очень романтичным. «О, мы уже подъезжаем к детдому...»
Читала Аля плохо. Хотя в своей школе получала «4» и «5». Мы начали «Пеппи Длинныйчулок» и, кажется, имели ноль шансов ее когда-нибудь закончить. «А давай не будем больше сегодня заниматься, а посмотрим фото в твоем телефоне?»...
Меня, признаться, мучила совесть: прогресс в учебе у нас был небольшой. Хотя это по меркам обычных детей. В условиях детского дома, если нам не мешали и не ходили туда-сюда, а через дверь не слышно было телевизора, — это уже была победа. Правда, читать Аля стала лучше. А творческие задания по русскому обычно получались на тему «Мой волонтер красивая и хорошая». Это невероятно умиляло, хотя я и подозревала Алю в невинной лести. Счет с использованием спичек заканчивался чем-то вроде: «Детям со спичками играть нельзя. Вот недавно у нас одна девочка...»
Как стать настоящей принцессой
Аля поражала меня смешением наивности, милой-милой детскости и мудрости, понимания в каких-то жизненных вещах. «Осталось отучить курить мою сестру. Маму и папу я уже отучила».
Я старалась обходить тему родной семьи стороной. Во-первых, чтобы не ляпнуть чего-нибудь неприятного. Во-вторых, я не очень верила Алиным рассказам о недавних встречах и разговорах. Мне казалось, девочка слегка теряется во времени и «недавно» было на самом деле очень-очень давно.
Тему приемной семьи я вворачивала, когда только была возможность. Вспоминая, как вместе летали на роликах («А в семье у тебя будут свои ролики»), обсуждая еду («Дома ты научишься сама готовить»), делясь мечтами и воспоминаниями в уютной атмосфере кафе... А еще я старалась все время снимать. «Так, Аля, фото с кривлянием уже есть, давай теперь красивое»...
На 8 марта мы вообще устроили фотосессию: с настоящим фотографом (знакомая согласилась поснимать безвозмездно), в студии, с распущенными волосами и со сменой нарядов. Моя Аля была очень хорошенькая, а стоило накрасить реснички и губы — и стала настоящей принцессой. Я смотрела, как она сначала смущенно, а потом задорно позирует, и знала, что на фото не будет видно, что кофточка уже совсем поношенная...
Потом было знакомство с будущими приемными родителями, к которому мою Алю готовили все – я, второй Алин волонтер Надя, психолог и социальный педагог детдома, его начальство и кто-то еще. Мы превратились в слаженную команду, переборовшую Алины страхи и убедившую ее попробовать.
Сейчас Аля в семье. По словам приемной мамы, идет «медовый месяц». На фото Аля ходит по грибы, прыгает на качелях и улыбается… А мне она до сих пор снится. И я понимаю, что семья – это не финиш и не сказка для маленькой принцессы, это начало новой работы, миссии, которая теперь уже не моя…
Друзья, если у вас появилось желание присоединиться к команде волонтёров фонда «Счастливые дети» и стать наставником для ребёнка из детского дома, звоните по тел. (391) 215-06-15.
За помощь в организации интервью и предоставлении фото благодарим фонд «Счастливые дети». В 2016 году программа «Наставничество и репетиторство» осуществляется при поддержке Агентства молодёжной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края.