О пути в профессию и ДТП, своих и чужих
Работаю автоюристом уже пять лет. Получилось это случайно: за три месяца я четыре раза попал в ДТП, в первый раз обратился в страховую, во второй раз обратился — понял, что меня где-то обманывают. Начал интересоваться этой темой и бороться со страховщиками. Отсудил все по своим ДТП, потом начались друзья, друзья друзей и тут понял, что на этом можно зарабатывать неплохие деньги.
О схемах для голодных ртов
Первый способ заработать — оказывать услуги, когда страховая не доплатила. Людям делают независимую экспертизу, приходят в суд, взыскивают все, что не доплатила страховая, неустойки, штрафы и услуги представителя в суде. В итоге юрист передает подзащитному все, что ему должна страховая компания, а неустойки и штрафы делятся пополам, или остаются у юриста. Но эта схема потихоньку отмирает — нормального бизнеса на ней не построишь, да и человек может с тобой просто не рассчитаться: все держится на честном слове, нормального договора не сделаешь — все суммы взыскиваются только по платежным квитанциям.
Второй способ — скупка долгов. Допустим, страховая заплатила человеку 20 тыс. рублей, а экспертиза начитала 40 тыс. Разницу, то есть долг, можно выкупить — за 100 % или 50 %. Мы сразу платим автовладельцу разницу, затем разбираемся со страховщиком от своего имени, получаем деньги и остальное (экспертизу, представительство). В месяц, имея в штате одного юриста, пару помощников и одного эксперта, нетрудно заработать 500 тыс. рублей.
О происках страховщиков
Современные страховые компании стали тщательнее считать свои убытки и нормально платить, но существует единая методика оценки ущерба от ДТП — очень удобный инструмент для занижения выплат. Цены в справочниках, из которых берется стоимость запчастей, сильно занижены — уже удается даже убеждать суды в этом, главное, чтобы эксперт правильно оформил заключение. Если фактические рыночные значения запчастей не совпадают с теми, которые использовала страховая — суд встает на сторону автовладельцев, хотя страховщики всячески пытаются доказать, что их вины нет.
О торопливых клиентах
Клиентов искать не приходится, но лучше всего работает сарафанное радио — кто-то обращается к нам сразу после ДТП, потому что его знакомый недавно попал в ДТП и мы ему помогли; кто-то после получения выплаты понимает, что суммы на ремонт машины не хватит; бывают люди, которые приходят сами — мы раздаем рекламу около офисов компаний.
Основная ошибка автомобилистов — бежать к независимым экспертам задолго до получения выплат от страховой. Может получиться так, что отсудить расходы на экспертизу у вас не получится — у суда сразу возникнут вопросы, зачем вы делали экспертизу, если никакой потребности в ней не было и ни чьи права еще не нарушены. Всё нужно делать вовремя.
О самостоятельности и европротоколах
Главная проблема не в том, что европротоколами не хотят пользоваться, а в том, что документ может быть оформлен неправильно — это риск остаться без выплат. Для европротокола нужны подписи обеих сторон — как виновника ДТП, так и потерпевшего. Если один из автолюбителей не захочет встречаться, что-то там переписывать, передавать свою копию протокола, то не только пострадавший рискует не получить деньги — еще и с виновника после могут взыскать выплаченный ущерб. Страховые этим успешно пользуются, потому и лоббируют этот самый европротокол.
Лучший инструмент — это аварийный комиссары. Сейчас действует закон, по которому страховые компании обязаны покрывать расходы на их услуги, то есть те самые полторы-две тысячи рублей вам возместят. Это гарантия того, что документы оформят правильно.
Об «актерах» на дорогах
Мошенники, связанные с ДТП, делятся на два вида. Первые — это те, кто берут уже подбитый автомобиль, и инсценируют аварию. Такие «актеры» долго не живут — в страховых компаниях работают не дураки, они прекрасно понимают, кто и что подстроил.
Вторые — те, которые инсценируют реальные ДТП с целыми машинами. Дело в том, что есть машины, по которым страховая выплата будет гораздо больше, чем стоимость фактического ремонта — в основном это праворульные автомобили приблизительно десятилетней давности, каталожные цены на их запчасти высокие, а купить их на разборке можно значительно дешевле. Мошенники получают 300-400 тыс. рублей от страховой компании, ремонтируют машину за 70 тыс. рублей, а остальное кладут себе в карман.
Был такой случай: мужчина попал в ДТП, у него получилось около 100 тыс. рублей ущерба, мы выкупили его долг до обращения в страховую компанию. Эксперта ничего не смутило, кроме капота — по его словам, пострадать в ходе аварии он не мог. В итоге, когда мы пришли в суд, выяснилось, что за два дня до происшествия, этот мужчина попал еще в одну аварию с пострадавшими и получил эти повреждения. Потом он инсценировал ДТП с похожими условиями, чтобы получить выплату, получил ее от нас, а мы остались крайними.
О бизнесе с мошенниками
Упомянутые мошенники к нам тоже обращаются: к скупке таких долгов мы подходим очень серьезно. Если я понимаю, что страховая компания может за что-то зацепиться, то я такие дела не беру. Если я понимаю, что всё сделано чисто и страховая заплатит, то беру дело — мне какая разница, я же этим мошенничеством не занимался.
Об универсальных солдатах
Я не советую обращаться за помощью к юристам, которые занимаются сразу всеми видами споров. В этой сфере нужен не большой объем знаний, но постоянно нужно быть в теме — законодательство и практика постоянно меняются, нужно участвовать в процессах, отслеживать изменения. Люди, которые занимаются всем, не занимаются ничем.
О прогнозах на будущее
У моей отрасли абсолютно непредсказуемое развитие. Практика постоянно меняется, страховщики с их связями и ресурсами проталкивают в Госдуме новые нормы, которые усложняют нам жизнь. ОСАГО всегда будет защищать потребителей услуги – простых потерпевших, поэтому у автомобилистов всегда будет возможность защищать свои интересы, а страховые всегда будут стремиться сохранить свои деньги. Пока есть конфликт интересов и ДТП — без работы не останемся.
Беседовала Маша Русскова специально для интернет-газеты Newslab.ru
Материал проиллюстрирован кадрами из фильма «Берегись автомобиля»