Школьные догонялки
Ярче всего проблема рассогласованности действий различных департаментов красноярской мэрии видна на примере объектов социальной инфраструктуры. В частности, школ. На сегодня мест в этих образовательных учреждениях столице региона серьезно не хватает. Особенно в микрорайонах массовой застройки – «Покровский» и «Солнечный», где некоторые школы переполнены почти в 2,5 раза.
В Красноярске сейчас насчитывается 106,5 тысяч школьников, причем 25 % из них учатся во вторую смену. И чиновники проблему, вроде бы, признают.
«Количество учеников общеобразовательных учреждений в последние годы растёт, – говорит заместитель главы города, курирующий социально-экономический блок в администрации, Сергей Кочан, – и эта тенденция в ближайшее время сохранится. По нашим прогнозам, к 2023 году количество детей школьного возраста в Красноярске значительно увеличится».
Для решения проблемы власти даже предусмотрели строительство шести новых школ и модернизацию уже существующих, благодаря чему в общеобразовательных учреждениях Красноярска к 2020 году появится порядка 9,5 тысяч мест.
Правда, надолго ли этого количества хватит с учетом введенного за три года нового жилья, оценок нет. А строится Красноярск весьма активно – только в 2016 году его жилой фонд пополнился более чем на 900 тысяч квадратных метров (это около 15 тысяч типовых двухкомнатных квартир), что при коэффициенте семейности в 1/3, принятом у статистиков, дает минимум 5 000 детей.
Причину отставания образовательной инфраструктуры от темпов сдачи нового жилья власти Красноярска объясняют нехваткой денег.
«Строительство одной новой школы обходится в 1 миллиард рублей, — говорит Кочан. – Городской бюджет не способен самостоятельно покрыть такой объем финансирования».
Плановый сбой
По словам Сергея Кочана, в Красноярске сегодня ни один новый микрорайон не начинает строиться без заложенных в него школ, детских садов, поликлиник и других объектов социальной инфраструктуры.
Этот принцип, правда, не работает при точечной застройке, от которой Красноярск до конца так и не избавился. Не понаслышке об этом знают жители Академгородка, единственная школа которого тоже переполнена.
Из-за этого в нынешнем году разгорелся скандал, когда пришлось выселять местную школу искусств, переведя ее в расположенную в этом же районе библиотеку им. Александра Блока. Та, в свою очередь, переехала в соседнее помещение, которое оказалось гораздо меньше по площади. Из-за этого репетировавший в библиотеке молодежный народный театр «Шлагбаум», обладатель множества призов российских и международных фестивалей, практически оказался на улице и был вынужден искать новое пристанище.
Между тем, в администрации города подтверждают, что планов на появление еще одной школы в Академгородке (равно как и детского сада) нет. Но это не останавливает мэрию от выдачи разрешений на строительство жилья в этом районе. Уже сегодня здесь возводит многоэтажный дом ЖСК «Академик». Причем, по мнению Арбитражного суда Красноярского края, незаконно. А в перспективе появится еще и жилой комплекс на восемь многоэтажных домов, который собирается строить компания «СМ.Сити».
«В районах со сложившейся застройкой существует серьёзная проблема с обременением земельных участков, на которых можно было бы строить социальные объекты, – говорят в департаменте градостроительства, – изъять их нам не позволяет федеральное законодательство, ведь по нему строительство школ, детских садов, поликлиник не является муниципальной нуждой. Поэтому приходится вести длительные переговоры с владельцами земельных участков».
Не бюджетное детство
Похожая ситуация складывается в Красноярске и с дошкольными образовательными учреждениями. Сейчас официально в очереди за местом в детский сад стоит около 2,5 тысяч семей. Правда, на поверку дефицит мест в детсадах может оказаться куда существеннее.
К примеру, по словам того же Сергея Кочана на июль этого года 2 711 маленьких красноярцев посещали не муниципальные, а частные детские сады. А в планах было увеличить это число до 3 200.
Все бы ничего, но частный детсад на то и частный, что бесплатно работать не будет. Вот и приходится городским властям платить за каждого ребенка по 9 000 рублей в месяц. Иными словами, если планы чиновников осуществятся, то ежегодно порядка 345 млн рублей из бюджета города будут уходить на эти нужды.
К тому же, непонятно как долго предприниматели согласятся работать за такие деньги. Ведь по примерным оценкам средняя рыночная стоимость месяца пребывания в частном детском саду составляет от 15 до 17 тысяч рублей. И в учреждениях, по словам владельцев частных детских садов, существующую разницу в цене покрывают родители, а она много больше 1 536 рублей ежемесячной платы за место в муниципальном детском саду.
Есть и еще одна группа детей, потенциально способных пополнить очередь – это вышедшие из нее за ежемесячную выплату в 6 тысяч рублей. Таких в городе насчитывается около 4 тысяч. А это еще 288 млн бюджетных рублей в год.
Стоит отметить, что на такой шаг власти решились не совсем по своей воле, а чтобы исполнить, так называемые, «майские указы» президента, один из которых предписывал до конца 2015 года ликвидировать очередь в дошкольные учреждения. Для этого же тогда начали активно уплотнять уже существующие группы в детсадах. Это позволило отрапортовать Москве об исполнении поручения главы государства.
Суммы ежегодных трат в сотни миллионов рублей на поддержание минимального размера очереди в детсады выглядят еще более странно, учитывая, что вот уже около трех лет мэрия отказывается выкупить готовый детский сад на 90 мест на ул. Норильской, в котором остро нуждаются 4 тысячи жителей микрорайона Бугач. Хотя там речь идет всего о 85 млн рублей.
В целом, на сегодня местами в муниципальных детсадах не обеспечено около 9,7 тысячи красноярских детей. По приблизительным оценкам, чтобы разом восполнить этот дефицит при себестоимости строительства одного места примерно в 1 млн рублей, нужно порядка 10 млрд. Конечно, платить родителям за выход из очереди и предпринимателям за частные сады, куда дешевле. Вот только стратегическую задачу это не решает. Ведь стоит бизнесу отказаться от работы на невыгодных условиях или родителям перестать доплачивать недостающую сумму (что вполне ожидаемо в ухудшающейся экономической ситуации), как проблема снова вернется.
Евгений Волошинский специально для интернет-газеты Newslab.ru