Как появилась фабрика «Контех»?
Нашей компании в этом году исполняется 20 лет. Мы открылись в 1998 году за месяц до того, как грянул кризис. Предприятие создавали совместно с деловым партнером, ныне учредителем компании Павлом Лебедевым и назывались ЧП «Лебедев» (частное предприятие — прим. ред.). С этого ЧП и началась история «Контеха» и наших пряников, в том числе самого известного и любимого — пряника «Зебра».
С Павлом Николаевичем мы познакомились случайно на выпускном наших сыновей. У них с супругой тогда уже работал свой цех по производству пряников, но была идея создать еще одно предприятие. Он занял у кого-то 4 миллиона, я — еще 5 миллионов. На эти деньги купили первое сырье, оборудование и начали работать.
Помню, как Лебедев проводил все дни с утра до вечера в цехе, создавая свою уникальную технологию, чтобы пряник был вкусным и долго хранился. В итоге нам удалось добиться преимуществ над конкурентами, со временем нас признали оптовики и полюбили покупатели.
Как пережили кризис?
Профиль деятельности: кондитерское производство
Количество сотрудников: 98
Кризисный год и последующие несколько лет были борьбой за выживание. Условия были такие: паши и всё, другого выбора нет. Приходилось довольствоваться малым, думать не о личном достатке, а о том, как выжить, как развиться. И это терпение было вознаграждено. Мы занимали маленький цех на Северном шоссе. Сейчас тут вокруг много предприятий, а в конце 90-х — начале 2000-х не было никого, всё было мертвое. Зато по соседству располагался «Крайпотребсоюз», и его председатель Вячеслав Васильевич Иванов скоро нас заметил. Делал обход территории, заходил не раз с экскурсией, видел, что люди что-то делают, буквально бьются за производство. В итоге он предложил сотрудничество, понимая, что такие производственники им нужны. Компания стала называться «Кондитерские технологии Крайпотребсоюза», нам предоставили помещение, причем на два года — без арендной платы.
Нашей обязанностью было продолжать работать и совершенствоваться. Для нас это был большой шанс. Сами бы мы не скоро вышли из нашего маленького цеха. Мало того, что были расходы на аренду и остальное, так еще и рэкет, бывало, «наезжал». Учитывая всё это, помощь нам была оказана, конечно, колоссальная.
Как со временем менялось производство и ассортимент?
Изначально вся линейка продукции состояла из двух пряников. Один из них — большой мягкий пряник с запахом рома. Тогда это было модно.
А первое автоматическое оборудование, которое мы купили, — небольшая отсадочная машина. Мы понимали, что надо идти к автоматизации, стремились повысить производительность труда. И вот мы впервые ее включили (а пряничное тесто очень тугое, тяжело обрабатывается), она начала работать, переключать ходы, гудеть и еле выдавливала шесть пряников. За это же время наши девчонки-пекари на своем столе вручную делали в разы больше. В итоге мы этой машине не нашли применения, и так она и стояла как символ нашей первой ошибки, чтобы впредь мы лучше обдумывали свои траты.
Сегодня наш ассортимент меняется чуть ли не каждую неделю, мы сотрудничаем практически со всеми сетями Красноярска, в том числе с федеральными. Работаем по их заявкам и изготавливаем не только пряники, но и печенье, кексы, маффины, торты и многое другое.
Какие трудности есть в кондитерском бизнесе сегодня?
Сейчас — не то, что 20 лет назад, когда мы производили одно наименование и, так сказать, не парились. Современный кондитерский рынок очень насыщен. Чтобы удивить или хотя бы просто заставить покупателя обратить внимание на твою продукцию, надо потратить много сил. С «кондитеркой» всё это не просто, потому что клиент никогда не наберет целую сумку сладостей, он выберет что-то одно. И это что-то должно ему однозначно нравиться.
Если товар не оправдал ожиданий, он больше никогда за ним не вернется, ведь выбор сегодня огромен. А когда люди находят свой любимый продукт, они не хотят рисковать, покупая какие-то новинки. В итоге, чтобы хоть одна новая позиция вышла на рынок и завоевала любовь покупателя, проделывается очень большая работа. Хочешь, чтобы «выстрелила» хотя бы одна новинка — сделай их 20! По этой причине мы много ездим на выставки. Не только выставляемся, но и смотрим, что есть нового, ищем идеи. Одно время я ездила на зарубежные выставки, вплоть до Америки, и привозила много образцов. Но из них ни один «не выстрелил», там у людей совсем другие вкусы.
А что «выстреливает» всегда?
Очень популярна уже упомянутая «Зебра лебедевская», сколько бы лет мы ее ни делали. Это пряник ручной работы с трудной технологией. Мы много раз пытались увести его в автоматизированное производство, и вот, вроде, выглядит так же, те же слои, но покупателям нужна именно традиционная «Зебра». Всегда и везде она — хит продаж. Объем по ней составляет 40% от всех наименований нашей продукции, которых более 50. У «Зебры» уже множество дублеров, причем в разных регионах.
Вы сами возите за пределы края?
Мы уже давно реализуем продукцию за пределы региона — от Сахалина до Омска. Мечтаем перешагнуть через Урал, поэтому регулярно ездим на выставку «Продэкспо» в Москву. Один раз ездили выставляться самостоятельно, и это оказалось довольно дорого. Позже стали ездить при поддержке Агентства развития бизнеса. С их помощью получили более выгодные места, смогли найти больше контактов. При поддержке Агентства также ездили в Китай. Без них такая поездка была бы рисковым и очень дорогим мероприятием.
И скоро ваши пряники начнут продаваться в Китае?
Такие перспективы есть, но с Китаем всё не так просто. В России мы привыкли всё делать быстро. Если что-то задумали — то ночи не спим, делаем, и оперативно выводим на рынок. С Китаем же нужно налаживать контакт годами. Мы только одну этикетку согласовывали полгода. Сам дизайн и состав пряника. В продукте должно быть лишь то, что можно ввозить в Китай. Всё это нужно не только написать на упаковке, но и подтвердить документально, причем документы международного формата они не принимают, исключительно — своего.
Однако есть такой нюанс: если в своём продукте мы уверены, то за состав в сырье от наших поставщиков мы не можем поручиться. Там запросто могут оказаться растительные жиры, запрещенные в Китае. И если при лабораторных испытаниях это обнаружится, то о поставках в Китай можно будет навсегда забыть. Поэтому сейчас мы этот вопрос тщательно прорабатываем с нашими поставщиками.
Тем не менее, вкус наших сибирских пряников китайские оптовики уже оценили?
Телефон: 8(391) 225-58-83; 8(391) 220-49-52
Сайт: konteh-pryanik.ru
E-mail: info@konteh-pryanik.ru
Оценили, но с этим связан тоже очень любопытный момент. В Китае думают, что в России всё натуральное, экологически чистое, что мы страна, где всё выращивается на поле в натуральном виде, и о химических добавках у нас будто и не знают.
Видимо, у них с экологией всё не так радужно, поэтому китайцы теперь задумались о здоровье, и товары с российского рынка для них так привлекательны. Но при всём этом, когда мы устроили для них дегустацию, их руки в первую очередь потянулись к клюквенному прянику, самому яркому и единственному, где используется пищевой краситель. А вот пряник сливочный, который вообще без красителей и добавок, китайцы игнорируют. То есть, с одной стороны они хотят всё натуральное, но с другой — ведутся на свои же стереотипы и предпочтения, ведь в Китае так любят всё яркое, цветное, чтобы аж глаза жгло.
В итоге те позиции, на которые мы делали самые большие ставки, заинтересовали китайскую сторону меньше всего. Нет у них такой русской культуры — пить чай вприкуску с чем-то. Чайная традиция у них — это просто чай, а пряники они если и будут есть, то чуть ли не на бегу, как перекус. И как это изменить, да и стоит ли, сказать трудно. Настолько мы с ними разные.
Но несмотря на это, мы не собираемся сдаваться и продолжаем прорабатывать вопрос с поставками в Китай. В то же время ищем новые рынки в России, собираемся выйти за Урал и, конечно, по-прежнему хотим радовать новинками наших красноярских покупателей.
Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru