Мечты сбываются
Учителем я хотела быть с детства. Сколько себя помню, всегда играла в школу: заставляла брата и сестру быть моими учениками, но они редко соглашались. В 11 классе пришла пора определяться с профессией, и как раз нам в поселок приехал педуниверситет с агитационной командой. Я сходила на встречу и на семейном совете было решено подавать документы в КГПУ им. Астафьева, на факультет начальных классов.
Я поступила, но учиться было интересно только на последних курсах — там началась методика преподавания русского языка, литературы и математики (до этого расписание состояло из предметов школьной программы). Мы читали классическую литературу русских и зарубежных писателей, писали дневники, менялись книгами. Потом была практика в школах, мы примеряли на себя роли учителей. Мне все это очень нравилось — в итоге вышла из университета с дипломом учителя начальных классов с дополнительной специализацией — учитель русского языка и литературы.
В школу пошла работать сразу. Страшно было, очень боялась, что ничему не смогу научить детей. После первого класса поняла — вроде справилась, и мне это даже нравится. Учились все вместе — и дети, и я вместе с ними.
О крещении школой
В школе сможет работать не каждый. Во-первых, из-за зарплаты — оплата идет по часам. В «началке» (первая ступень школы, 1-4 классы) это 20 часов плюс классное руководство. Итого получаешь 22 тыс. рублей, минус подоходный налог. Можно подзаработать на репетиторстве, но совсем чуть-чуть.
Во-вторых, это ответственность. Учителя в ответе за все, что происходит с ребенком в стенах школы. Были случаи, когда первоклассники самостоятельно уходили домой, а попадало тебе. В первом классе мы вообще не можем отпускать их одних без сопровождения. И это хорошо, если ребенок благополучно добрался до дома...
В первое время в школе вообще было много трудностей. Всё, чему нас учили в универе, в школе практически не пригодилось. Например, набрала я класс, веду уроки — тут прибегает завуч и ругается, что я не заполнила личные данные. А мне никто и не сказал об этом! Или узнаешь, что если ребенка в школе нет, а родители не предупредили об этом — должна его сама искать.
О работе в удовольствие
Мне нравится работать в школе. Большинство детей и родителей всегда открыты для беседы, адекватны и благодарны. Например, четыре года назад я уходила в декрет, так на собрании с родителями мы даже плакали, долго прощались. Сейчас, если встречаемся, обязательно болтаем.
Несколько месяцев назад по семейным обстоятельствам мне пришлось сменить город и оставить любимую школу — на собрании снова плакали. А как иначе? В школу нужно идти работать с большим сердцем и уж точно не ради денег.
О пропавшем компасе и хамящих детях
В зоне доступа ты должен быть в режиме 24/7. Если это элитная школа, то у родителей нет слова «стоп». Например, у ребенка потерялся компас, в 23:00 мне прилетает SMS: «У Вики украли компас, срочно нужно найти! Это подарок дедушки».
Или вот такое сообщение: «Почему мою Дашу совсем не печатают на странице класса, всех вот печатают, а ее нет?». Нужно всем угодить, иначе родители сразу идут с жалобами к директору.
Был в моем классе мальчик из состоятельной семьи, папа у него — директор фирмы. Ребенок совсем не учился. Вроде и не глупый, но просто лень. Однажды на мое замечание ответил, что у папы «Гелендваген» и что он директор фирмы — мол, рот закройте и работайте. Потом он меня «сукой» назвал. Когда вызвала в школу, мать в такие дыбы встала — сказала, что это я должна его воспитывать: «Вы же учитель, вы и занимайтесь детьми!».
Вообще неадекватные родители есть в каждом классе и каждой школе, но чем круче школа, тем больше неадеквата.
30 тысяч за две смены
Помню, как решила заработать. Нужны были деньги — взяла еще один класс, то есть стала работать в две смены. Посчитала — думаю, тысяч 40 точно буду получать. Ага, конечно... всего 30 тыс. рублей! А работай с 8:00 до 20:00! И чтоб все сделано было — и поучаствуй везде, и праздник проведи, и отчёт сделай, и страницу класса веди, и электронный журнал заполняй, чтобы родители не возмущались. И не жалуйся, это же твои проблемы!
В итоге однажды мой ребенок заболел, ушла на больничный. Неделю дома сидела, а на работе все недовольны, мол, две смены взяла и на больничный ушла. Про взаимовыручку между учителями вообще молчу. Выручить может только кто-то один, с кем более-менее хорошо общаешься.
Так что в две смены работать я не смогла — силы кончились быстро. Написала заявление и в ячейку к завучу положила. Утром вызывает меня. Говорит: «Рассказывай, почему так решила?». Уговаривала остаться, но я не осталась. А директор наша в это время была в Европе, говорят, на учебе.
Директор? Какой директор?
В больших городских школах общение с директором всегда идет через замов. Директор выступает только на педсоветах. Я директора-то видела только когда собеседование проходила, дальше больше не встречались.
Если взять маленькую поселковую школу, то тут все под жестким контролем директора. В моей прошлой школе такого никогда не было, чтобы директор звонила учителям, а в поселковой школе, где я сейчас работаю, это в порядке вещей. Директор может позвонить раз пять за день. Тут как-то проще с этим — за нас держатся, заботятся, часы дают, чтобы зарплата была повыше, чтобы не сбежали. В городе такого не было — рад бы, да нельзя. Если решил уволиться — иди, никто тебя держать не будет. Не ты первая, не ты последняя. Завуч хоть и уговаривает остаться, но денег больше все равно не предлагают.
О соцсетях и гаджетах
Общаться в соцсетях и мессенджерах с родителями — это очень удобно, поэтому ничего против не имею. Сам же учитель делает группу для общения в сетях. Через соцсети, элжур (электронный журнал, прим. ред.) проще собрать информацию, которая срочно понадобилась администрации (а такое бывает очень часто), почти все родители мобильны и сразу реагируют на просьбу. Да и сама администрация школы с нами общается через эти же сети.
Что касается учеников, то они прекрасно знают, что камеры, смартфоны и прочие гаджеты в школе запрещены, как и любая фото- или видеосъёмка. У меня не было с этим проблем.
Об обоснованном выборе
Много случаев, когда молодые люди учатся на учителей, а работать потом не идут. Говорят, не их это, продавцами, консультантами работают. А бывает, что в школу идут и бегут из нее через год. Тяжело здесь. Любая жалоба родителей — с тебя сразу спрос, всегда думать надо, что говоришь...
Но мне в школе работать интересно. Всегда как на пороховой бочке. Я вот нашла себя — нравится возня с детьми, уроки, праздники, результатам потом радуешься. Люблю свою работу.
Беседовала Маша Русскова специально для интернет-газеты Newslab.ru