Две республики и один край
- «Южный кластер» («Норникель»)
- «Развитие инфраструктуры и освоение ресурсной базы Ангаро-Енисейского экономического района» («Полюс Красноярск»)
- «Технологическая долина: Красноярск и Саяногорск» (Алюминиевая ассоциация)
- «Международный транспортно-логистической и производственный хаб» («ЭРА Групп»)
- «Модернизация энергомощностей и оптимизация системы теплоснабжения города Красноярска» («Сибирская генерирующая компания»)
- «Агропромышленный парк «Сибирь» («Юнипро»)
- «Строительство ж/д Элегест-Кызыл-Курагино и освоение минерально-сырьевой базы Республики Тыва» («Тувинская энергетическая промышленная корпорация»)
Енисейская Сибирь — это географическая зона, где планируется реализовать ну очень масштабные инвестиционные проекты. Если без лишних подробностей, то за 10 лет сумма инвестиций составит порядка 500 млрд рублей. Во что будут вкладываться такие большие деньги? В добычу и переработку металлов, развитие транспорта, энергетики, сельского хозяйства. Всё это отдельные проекты ведущих российских компаний, которые работают, в том числе на территории Красноярского края, — «Норникеля», РУСАЛа, СГК, «Полюса», СУЭКа, Российских железных дорог, Юнипро и других.
При этом многие планы бизнесменов выходят далеко за пределы края и коснутся еще как минимум двух субъектов — соседних Хакасии и Тувы. Отсюда и возникла идея создать единую экономическую зону или по-другому — макрорегион, объединяющий две республики и один край.
Речь не идет о каких-то административно-территориальных изменениях, а лишь о едином названии «Енисейская Сибирь» и более тесном сотрудничестве глав трёх регионов друг с другом, с бизнесом и федеральным правительством. Соглашение о совместной работе по развитию нового проекта врио губернатора Красноярского края Александр Усс, глава Тувы Шолбан Кара-оол и глава Хакасии Виктор Зимин подписали на прошедшем Красноярском экономическом форуме.
«„Енисейская сибирь“ — это набор масштабных бизнес-проектов, которые находятся в высокой степени готовности и могут стать драйверами экономического роста России в целом. Реализация многих из них выходит за пределы одного субъекта и поэтому власти трех регионов обратились к президенту страны Владимиру Путину с просьбой обеспечить их ускоренное продвижение. Глава государства поддержал идею», — комментирует врио губернатора Красноярского края Александр Усс.
С приставкой «макро-»
Роль и конкретные планы бизнеса в рамках «Енисейской Сибири» были представлены на минувшем КЭФе. Презентация проектов компаний стала чуть ли не главным событием форума.
Порядка 110 млрд рублей в ближайшие годы планирует инвестировать один только «Норникель». Компания представила проект «Южный кластер». Он предполагает строительство на севере Красноярского края новых добывающих мощностей, расширение мощности шахты «Заполярная» и модернизацию хвостового хозяйства Норильской обогатительной фабрики. В результате актив даст до 6 млн тонн металла ежегодно. После выхода на целевые показатели он может стать одним из мировых лидеров среди производителей металлов платиновой группы. Случится это, ориентировочно, к 2024 году.
Что это даст краю и макрорегиону «Енисейская Сибирь»? Во-первых, дополнительные поступления в бюджет края (порядка 30 млрд рублей в течение 10 лет), а, во-вторых, почти 2 тысячи новых рабочих мест в Норильском промышленном районе.
Еще один проект «Енисейской Сибири» касается развития Ангаро-Енисейского экономического района. Выход к новым показателям начнется со строительства моста через Енисей в районе поселка Высокогорский в Енисейском районе Красноярского края. Развитие инфраструктуры позволит компаниям освоить новые месторождения. Например, только в Мотыгинском и Северо-Енисейском районах запасов золота более 500 тонн. Освоением займется компания «Полюс» — крупнейший золотодобытчик в стране. Также новый мост даст компаниям возможность для лесопереработки и освоения запасов целого ряда ископаемых: цинка, сурьмы, свинца, магнезита, талька, бокситов.
Реализация проекта обеспечит увеличение налоговых поступлений в краевой бюджет в течение 10 лет до 15 млрд рублей.
Следующий проект «Технологическая долина» — это создание новых предприятий высоких переделов алюминия в Хакасии и Красноярском крае. В Саяногорской и Красноярской долинах будут предоставляться льготы и преференции для инвесторов. В результате будут образованы тоже своего рода экономические зоны, но ориентированные только на алюминиевую промышленность. Предполагается строительство предприятий по выпуску алюминиевой продукции для авиации или, например, автомобильных производств. Ожидаемый размер инвестиций в «Технологическую долину» — порядка 26 млрд рублей.
Проекты позволят создать до 1200 рабочих мест и также сказаться на налоговых поступлениях в бюджеты субъектов.
Среди больших инвестиционных планов создание на базе аэропортов «Красноярск» и «Черемшанка» международного логистического хаба. Как ожидается, крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел сможет обеспечивать перевозку до 800 тысяч тонн грузов ежегодно.
Проект привлечет инвестиции в экономику региона, создаст новые рабочие места и поможет в развитии прилегающих территорий.
Следующий проект касается развития системы теплоснабжения Красноярска. Его конечная цель — создание инфраструктуры для растущего города, строительства новых жилых микрорайонов.
Одновременно с этим планируется совершенствовать городские тепловые станции, замещать неэффективные малые котельные.
Это скажется не только на качестве и надежности теплоснабжения, но и на экологической обстановке. В проект может быть инвестировано от 10 до 50 млрд рублей.
В сельскохозяйственной отрасли ставки делаются на проект «Агропромышленный парк „Сибирь“». Он реализуется с 2016 года, и теперь вошел в число приоритетных. Большой инвестплан предполагает появление в Шарыповском районе, вблизи Березовской ГРЭС, тепличного хозяйства, предприятий глубокой переработки зерна, птицефабрики и рыбной фермы.
Проект позволит частично решить проблему перепроизводства зерна в Красноярском крае и с 2022 года будет приносить до 700 млн рублей налоговых поступлений в год.
Наконец, последний и один из самых глобальных проектов — строительство в течение 4,5 лет железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино. Её протяженность — 410 км, а основное назначение — вывоз угля с Элегестского месторождения (республика Тува) в объеме до 15 млн тонн в год и выход на Транссиб. Развитие транспортной инфраструктуры будет происходить одновременно со строительством горно-обогатительного комбината на месторождении. В основе проекта будет концессионное соглашением сроком на 30 лет. Вложения в дорогу оцениваются в 192 млрд рублей, комбинат — это еще 110 млрд руб.
Проект обеспечит освоение недр республики Тува со всеми вытекающими экономическими эффектами, объединение территорий и дальнейшем — выход в Китай.
Насколько реальны такие амбициозные планы, говорить, наверное, рано. Но как сказал на прошедшем КЭФе вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, главам трёх субъектов теперь нужно «крутиться как белка в колесе», чтобы проект остался не только на бумаге.
Кристина Иванова специально для Интернет-газеты Newslab.ru