>
>
>
«Благодатная почва»: кто и как развивает документальное кино в Сибири

«Благодатная почва»: кто и как развивает документальное кино в Сибири

06.06.2018
8
Фото: SiberiaDOC

Красноярский проект SiberiaDOC, направленный на развитие авторского кино в Сибири, стартовал в нашем городе в 2009 году как сценарная мастерская для авторов документальных фильмов. За время существования проект обзавелся и собственным фестивалем, и фильмами, которые были представлены на больших европейских фестивалях, и режиссерами-документалистами, чьи имена известны за пределами страны.

Кинематографический коллапс

Вряд ли культурные люди будут спорить с тем, что регионы находятся в ситуации кинематографического коллапса. С одной стороны, отсутствует системная поддержка местного кинопроизводства, с другой — нет свободной киносреды, способной преодолеть собственную провинциальность и инертность. Как результат — талантливые сибирские сценаристы и режиссеры в лучшем случае покидают регион и уезжают за границу или в столицу, в худшем — остаются в регионах и не находят своего зрителя.

«Мы стараемся воспитать и нового зрителя, дать возможность посмотреть документальные фильмы на экране, зрители охотно идут смотреть такое кино, тем более фильмы сняты в нашем же регионе или в соседнем. Каждый фильм, который шел в рамках наших показов, был разработан в сценарной мастерской. Очень важно показать новым авторам весь путь от написания идеи до открытого показа в кинотеатре», — уверен руководитель проекта Николай Бем.

Возможность высказаться, преодолеть провинциальность и дать шанс талантам состояться, не покидая сибирских городов, дают сценарные мастерские SiberiaDOC. Они помогают начинающим авторам в целях и задачах своих кинопроектов, а также написать их в формате европейских досье, которые принимаются на рассмотрение любыми европейскими киностудиями и продюсерскими центрами.

Мастерская для кино

В 2017 году сценарные мастерские поддержал Фонд Президентских грантов. Благодаря этому двухнедельные интенсивы прошли в 2018 году в двух сибирских городах — Новосибирске и Иркутске.

Молодые авторы из Новосибирска, Иркутска, Красноярска, Барнаула, Якутска, Перми, Сочи, Санкт-Петербурга и Москвы, которые приняли участие в прошлогодних мастерских Новосибирска и Иркутска, получили возможность в течение двух недель взаимодействовать с французскими педагогами (Пьер Леон руководил мастерской в Новосибирске, Кристоф Постик — в Иркутске), которые оказались заинтересованы в проекте и поддержали его. С российской стороны экспертами выступили старейший профессор ВГИК, киносценарист Борис Караджев, президент Международного фестиваля документальных фильмов «Флаэртиана» Павел Печёнкин, красноярский режиссёр-документалист Александр Кузнецов.

Мастерская рассчитана в первую очередь на развитие регионального кинопроизводства и направлена на привлечение внимания к жизни в регионах. Молодые режиссеры могут получить доступ к современным образовательным курсам, не выезжая в столицы. По итогам семинара авторы наиболее подготовленных проектов принимают участие на Flahertiana Forum который проводится в рамках Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана» в Перми.

Промежуточные результаты

SiberiaDOC в Красноярске
Сайт: siberiadoc.ru
Соцсети: «ВКонтакте»
E-mailsiberiadoc@gmail.com

Опыт мастерских в других городах Сибири — наглядное подтверждение тому, что у молодого поколения есть огромный потенциал и огромный интерес к современной авторской документалистике. В течение месяца было прислано более 150 заявок на участие в сценарных мастерских для авторов документальных фильмов.

«Этих людей уже не нужно мотивировать и объяснять им значение искусства или кинематографа. Этим авторам нужна благодатная почва, нужна поддержка и возможность реализовать свои замыслы, им интересна возможность общаться с коллегами, учиться у профессионалов, взаимодействовать с представителями европейского кинематографа, обмениваться опытом и получать новые знания», — уточнили авторы проекта.

«Для отбора пришло очень много заявок и выбрать проекты действительно было трудно. Основным критерием отбора было наличие у проекта потенции для международного ко-производства. Мы не оценивали проекты с точки зрения художественной ценности. Нам было важно, чтобы темы которые, затронутые в фильме, были созвучны с темами, которые интересны зрителю в каждой стране мира», — уточнил Владимир Леон, тренер сценарной мастерской SiberiaDOC в Новосибирске.

Мастерские в Иркутске и Новосибирске — промежуточный, но не итоговый результат проекта. Есть надежда, что интерес сибиряков к документалистике в конечном счете обернется регулярной образовательной программой регионального уровня, но пока сценарные мастерские SiberiaDOC и проект в целом — один из немногих альтернативных путей продвижения регионального документального кино.

Интернет-газета Newslab.ru

На правах рекламы

Рекомендуем почитать