Детские технопарки открываются по всей стране. На ваш взгляд, в чем секрет успеха этого проекта и чем он отличается от остальных инициатив в сфере школьного допобразования?
Во-первых, есть разница в подходе. Если в различных кружках и секциях ребенка зачастую обучают навыку вне контекста, то в «квантумах» (так называют направления обучения в технопарках «Кванториум») дети развивают компетенции, работая над проектами. Это учит их предпринимательскому мышлению, в основе которого — правильные вопросы. Определение целей, задач, сроков и аудитории проекта помогает детям делать не просто ученические проекты, а инвестиционно привлекательные.
Во-вторых, проектный подход подразумевает умение ориентироваться на результат и работать в команде. В технопарке дети, занимающиеся в разных «квантумах», вместе воплощают свои идеи в жизнь: моделируют, программируют, печатают прототипы на 3D-принтере или вырезают на лазерном станке. Это помогает им совершенствоваться в своей «специализации», попутно получая кросс-дисциплинарные знания.
Много ли предприятий в крае заинтересованы в работе со школьниками, ведь ребята выйдут на рынок труда в среднем через 10 лет?
Пока компании в регионе только приходят к пониманию того, что начинать подготовку кадров нужно не в институте, а раньше. Что касается нас — мы готовы ждать эти кадры. В этом году «Искре» исполняется 65 лет, и мы смотрим на рынок труда стратегически. С другой стороны — чтобы делать совместные проекты с компаниями, ребятам не обязательно получать высшее образование. Пример успешной практики — школьные хакатоны, во время которых ученики в командах решают производственные задачи предприятий: оптимизируют операции, создают приложения, сайты или лендинги.
Есть и более простые инициативы — например, конкурсы идей. В этом году мы предложили ребятам из технопарка пофантазировать и представить себе изобретение будущего, которое изменит сферу телекома. Непростая задача усложнялась тем, что идеи мы предложили ребятам воплотить в макетах новогодней игрушки. Дети предложили игрушки в виде миелофона из произведений Кира Булычева, голографического телефона, умной лампочки, раздающей Wi-Fi. А у нас появился оригинальный способ поздравить партнеров с новогодними праздниками.
Какие проекты дети развивают непосредственно в процессе обучения? Как бы вы их оценили?
В этом году мне довелось второй раз в составе жюри оценивать проекты на итоговой защите — и в первый год работы технопарка, и во второй большинство ребят предлагали перспективные проекты, направленные на решение насущных проблем.
Гидрофобная одежда, инвалидная коляска, поднимающаяся по ступеням, сверхмалый спутник для обнаружения пробоин в обшивке космических станций, технология обратной связи от экзоскелета к человеку, мониторинг загрязненности воздуха с помощью дронов и многие другие.
Среди них есть проекты как предпосевной стадии, на которой сформирована идея и определена бизнес-модель, а есть — уже рабочие прототипы, готовые к выпуску и продаже. У ребят прагматичный подход сочетается с детской увлеченностью — и это дает плоды. В той или иной степени это можно сказать о многих представителях поколения Z.
Чем вы как работодатель можете заинтересовать этих ребят?
Для них важно достигнуть личного успеха и при этом чувствовать свою причастность к большому и важному делу, осознавать свой вклад в него. Стремление к большему и созидание будущего, в котором хочется жить — это кредо и нашей компании. Мы развиваем космическую связь и технологии интернета вещей, чтобы люди учились в комфортной среде, получали образование и работали удаленно, имели доступ ко всем знаниям глобального мира в своем кармане. Это достойные цели, которые мы рады разделить с единомышленниками.
В этом году мы не раз проводили экскурсию по компании для кванторианцев, рассказывали об огромных антеннах, передающих гигабайты данных по всей стране, об истории становления отрасли в корпоративном музее, демонстрировали новые разработки инженеров — и всегда видели неподдельный интерес в глазах ребят, подтверждающий, что мы на одной волне.
Для таких кандидатов будут важны не только комфортные условия труда, но и общие с компанией ценности. Попав в команду, они с большой вероятностью станут амбассадорами (представителями) бренда и проводниками изменений. А это мечта любого работодателя.
Интернет-газета Newslab.ru,
фотографии предоставлены технопарком «Кванториум»