Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Изгои на двух колёсах: как красноярцы проиграли в борьбе за свои велоправа

Изгои на двух колёсах: как красноярцы проиграли в борьбе за свои велоправа

25.03.2019
58

Не секрет, что Красноярск (особенно в последнее время) словно специально затачивают под владельцев автомобилей: п-образные, надземные и подземные переходы; долгие светофоры; постоянное расширение дорог (в ущерб тротуарам и велодорожкам). Так почему же многие горожане наперекор всему выбирают другие способы передвижения?

Михаил, 20 лет: «Зачем мне велосипед? Не люблю стоять в пробках»

«На день рождения мне предложили выучиться на права. Я тогда подумал: а зачем мне машина — в Красноярске ведь такие пробки... И купил велосипед.

Михаил

Я живу в Солнечном, а учусь на Сопке. На автобусе дорога занимала примерно час десять, на велосипеде — столько же. К друзьям в Железнодорожный район я езжу уже несколько лет. Автобус тормозит на остановках, а я могу ехать, где мне удобно, срезать путь в любой момент. А ещё не стоять бесцельно в пробках. Единственное — тяжело подниматься в гору».

Почему велосипед лучше?

  • Экономия средств. Цены на топливо и проезд в маршрутках растут. Топливо велосипеда — ваши силы. Больше не придётся следить за ценами на бензин, достаточно лишь плотно позавтракать.
  • Экономия времени. Несмотря на выделенные полосы для общественного транспорта, автобусы всё ещё часами стоят в пробках, что уж говорить о личных автомобилях. На велосипеде вы об этих проблемах просто не думаете.
  • Экологичность. Никаких выхлопных газов, только углекислый — который вы выдыхаете.

Мария, 27 лет: «Они говорят: езжайте на свой Татышев, зачем вам дорожки в городе?»

«Когда я говорю о развитии велотранспорта в городе, то часто слышу в ответ: „Есть ведь дорожки на Татышеве и набережной! Там и катайтесь“. Во-первых, мы не „катаемся“, а ездим/передвигаемся по городу. Катаются ради развлечения на той же набережной. А во-вторых, как мне добраться до этого велосипедного оазиса, например, со Взлётки? Там же ни пешеходных переходов приличных, ни тротуара до острова нет».

Мария

Велосипед — полноценное транспортное средство, однако на улицах Красноярска он не может найти себе места: водители не считают велосипедистов за полноправных участников дорожного движения, а пешеходы с недовольством относятся к рассекающим по тротуару велосипедам, сами норовя пройтись по выделенной для них полосе. Родители с колясками, большие компании, маленькие дети, припаркованные машины — вот те, кто покушается на небольшое личное пространство велосипедистов на набережной и Татышеве.

Алексей, 47 лет: «Если это транспорт, почему бы не ездить по обочине?»

«Расскажу простой пример об отношении водителей к велосипедистам. Еду по Брянской, увидел зелёный — успеваю, поднажал, чтобы проехать Перенсона, и тут передо мной выворачивает „пятёрка“ . Я по тормозам, полетел через руль, асфальт в ноги — полное сальто в воздухе, попытался сгруппироваться, но приземлился на локоть — перелом. Я бы многое дал за эту видеозапись.

Вышел товарищ из машины, я ему: „Ты зачем так делаешь, ты разве не видел меня?“ Он: „Видел“. По всем правилам он должен был меня пропустить. В чём я ошибся: надо было оформлять ДТП».

Увы, но квартиры — это пока что самая идеальная среда красноярских велосипедистов, в том числе, и Алексея

Велосипедистов в Красноярске не воспринимают всерьёз, подрезают и не дают места на дороге. Скоростной режим нашего города позволяет без штрафа превышать скорость на 20 км/ч, и если при скорости в 50 км/ч у человека ещё есть шанс выжить, то при 70-80 км/ч шансы резко снижаются.

Разве полоса краски на дороге может спасти от столкновения?

Действительно, такого вида дорожки никак не ограждают велосипедиста от опасности быть сбитым. Но краска — не единственный способ отделения велопутей, например, в велосипедной столице России — городе Альметьевске — машины и велосипеды разделены газоном. Кстати, тротуар тоже отделён, чтобы у зазевавшихся прохожих было меньше шансов пройтись по велополосе.

 

Сергей, 47 лет: «Властям велодорожки не нужны»

«Я написал письмо о велополосах в администрацию Красноярска, мне прислали официальный ответ: „Ввиду стесненных условий сложившейся застройки, а также с учетом движения транспортного потока организовать велосипедные дорожки на улично-дорожной сети города не представляется возможным“. А как сейчас на кольцо въехать велосипедисту? Это же убийство».

Для того, чтобы велосипедистам стало комфортно передвигаться по городу, мало расчертить краской дороги. И даже поставить ограждения. Необходима комплексная работа над четырьмя «китами»:

Условия для пешеходов. В городе, где на тротуаре ямы, а дождь топит пешеходные переходы, создать условия для велосипеда будет очень сложно. Город должен быть удобным в первую очередь для пешеходов, а не для машин.

Развитая транспортная система. Пользоваться одним средством передвижения в городе — не рационально. Например, ездить 5-10 км до работы удобнее на велосипеде, из одного конца города в другой быстрее добираться на скоростном трамвае или метро, иногда можно воспользоваться электричкой, за город — на машине.

Горы тоже пока опережают Красноярск по части развития велоинфраструктуры

В Красноярске этот выбор ограничен автобусами, забитыми в час пик, и кольцом электричек, которые ходят очень редко и не популяризируются. Задача города — дать его жителям возможность самим выбирать комфортное и безопасное средство передвижения.

Безопасность дорожного движения. Ни пешеходы, ни водители, ни велосипедисты не чувствуют себя достаточно безопасно на проезжей части. Только за январь 2019 года в Красноярском крае произошло более 250 ДТП, в которых в общей сложности погибли и пострадали 373 человека. Отдельной статистики для ДТП с участием велосипедистов в России нет, что ещё раз доказывает, что никто не относится всерьез к этому виду транспорта.

Велоинфраструктура. Велосипеду нужны не только дороги, но и парковки. Хорошо, когда у тебя есть лифт, балкон и каморка в подъезде. Но кто захочет таскать железного коня на себе, живя в старой пятиэтажке? Но если соседи умеют управлять своим имуществом, то они могут организовать крытую велопарковку во дворе, доступ к которой будет только у тех, у кого есть ключи. Беспокоиться о безопасности велосипеда и таскать тяжести на себе больше не придётся.

Мифы о велосипеде в большом городе

Часто говорят: даже если обустроить велодорожки, то пользоваться ими будет только молодежь и только летом.

Нет! На самом деле велосипедный город — это когда отец с детьми может сесть на велосипеды и спокойно поехать в торговый центр на другой конец города, не боясь, что их собьют.

Или, например, пожилая пара сможет поехать в фитнес-зал — по велодорожке и не спеша, а не по оживленной трассе, судорожно уворачиваясь от несущихся автомобилей.

Погода — тоже не помеха! Один из самых частых аргументов в пользу того, что велосипеды не для нас, — пресловутые «сибирские морозы». Но фактически с ноября по март, например, в этом году было всего 50 дней, когда температура опускалась ниже -15° С. Это меньше седьмой части года! В остальное время поездки на велосипедах вполне реальны.

Еще один миф: если к выделенным автобусным полосам сделают ещё и велодорожки, то движение в городе парализует!

Чем больше строится новых дорог, автомобильных развязок и гигантских парковок, тем больше мотивации купить машину у тех, у кого ее еще нет. А как иначе? Ведь Красноярск — город-мечта для любого водителя! Таким образом, с каждым годом количество машин увеличивается, а пробки никуда не исчезают.

Но если в Красноярске будет комфортный общественный транспорт, удобные пешеходные переходы, велодорожки, то выиграют все: ведь если я могу безопасно и быстро доехать до учёбы или работы на велосипеде, то зачем мне покупать машину? Как следствие — уменьшение заторов и улучшение экологии.

Окей, я хочу ездить на велосипеде уже сейчас. Что мне делать?

Во-первых, выучить правила дорожного движения. Велосипедистам не обязательно иметь права, но зная правила, вы всегда уверены в своей правоте (как бы вам ни бибикали автохамы). Во-вторых, нужно стать заметнее на дороге: фары, светоотражатели на велосипеде и одежде. Установите зеркало, чтобы видеть то, что происходит позади. Шлем и защитные перчатки могут помочь при падении. И обязательно почитайте, что пишут на форумах в интернете заядлые велосипедисты об особенностях езды в условиях агрессивной городской среды!

А напоследок — посмотрите, каким может стать город, власти которого заботятся не только о водителях. Пример — все та же велосипедная столица Альметьевск:

А вы как считаете, спасут ли Красноярск велосипеды?

Иоланта Дрыкова специально для интернет-газеты Newslab,
фото из личного архива героев

Рекомендуем почитать