Расскажите о себе — где родились, где учились, кем работали до переезда?
Я родилась в Междуреченске (Кемеровская область), а в школу ходила в Красноярске. По образованию я специалист по связям с общественностью, закончила Красноярский государственный университет. До переезда в Америку у меня был свой бизнес, которым я управляла с партнером — кулинарная школа Cook Book. По большей части я занималась маркетингом, управлением и работой с клиентами — это были мои зоны ответственности.
Нужно ли готовиться к переезду? Или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%?
Это вопрос индивидуальный. У тебя есть время подготовиться, после того, как ты выиграл грин-карту и получил визу. Процесс такой: о выигрыше ты узнаешь в мае, затем у тебя есть год, чтобы подать анкету и подтвердить, что воспользуешься выигрышем. Ты подаешь анкету, тебе назначают собеседование, где виза будет одобрена или не одобрена.
После получения иммиграционной визы у тебя есть полгода, чтобы въехать в страну. На самом деле — год, но медицинское обследование, которое нужно, чтобы въехать в страну, действует полгода, если проходить его заново — это дополнительные траты. Мне оно обошлось чуть больше 20 тыс. рублей.
Всё зависит от того, какие начальные условия при переезде. Когда я выиграла грин-карту, то на 100 % знала, что получу визу, то есть планировала своё время сразу, с момента подачи анкеты. Все было достаточно быстро — я выиграла, уже через неделю отправила анкету, меня поставили самой первой в очередь на собеседование в начале октября. В конце октября я получила иммиграционную визу и могла хоть на следующий день переезжать, но взяла паузу на полгода, до апреля. В апреле я приехала в Нью-Йорк, чтобы получить грин-карту — месяц её ждала, поэтому полтора месяца провела в Нью-Йорке, потом вернулась в Красноярск доделывать дела, а через три месяца переехала окончательно. Таким образом, с момента выигрыша до переезда в моем случае прошел год и четыре месяца, это срок можно было растянуть на дольше, либо сократить вдвое.
Прежде всего, мой долгий процесс подготовки был связан с бизнесом, но я знаю истории, когда люди буквально собирали чемоданы, с вещами приезжали на собеседование, а потом сразу переезжали. Есть люди, которые готовятся основательно — они так же приезжают получать грин-карту, потом на полгода уезжают, продают недвижимость, заранее ищут работу. Знаю и другие истории — когда люди годами не переезжали. Они приезжали в США, получали грин-карту, проводили там всего один месяц в году, что является серьезным условием для того, чтобы тебя лишить грин-карты, поскольку минимальные условия для гражданства — полгода и больше живешь в этой стране. Грин-карта выдается на 10 лет — каждый раз, когда ты въезжаешь в страну, у офицера есть право лишить тебя вида на жительство.
Импульсивность зависит от того, насколько человеку важна стабильность и определенность. Легко и быстро уезжают те, кто могут работать удаленно: программисты, дизайнеры, копирайтеры. Для них проще принять такое решение, чем для юристов, бухгалтеров, медиков. Незнание языка усложняет принятие решений. Точно можно сказать одно — время принять это решение будет.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Alexandra🌱 (@alexandramozgovaya) 27 Июл 2018 в 3:32 PDT
Переезд за рубеж в вашем случае — это уехать туда? Или уехать отсюда?
Для меня это однозначно — уехать туда. У меня была хорошая жизнь в России, меня все устраивало, у меня не было идеи бежать, но были потребности, которые в России было сложно перекрыть. Я говорю не про Россию, а про Красноярск, не про всю Америку, а про Нью-Йорк, потому что обе страны очень большие. В американском городе с населением чуть больше миллиона все-таки другие возможности, нежели чем в Нью-Йорке. У меня не было давней цели уехать из России, но я знала, что если будет такая возможность — я ее рассмотрю.
Почему именно эта страна?
Потому что я выиграла грин-карту, и двери в США для меня открылись.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Alexandra🌱 (@alexandramozgovaya) 5 Янв 2018 в 8:56 PST
Пять самых больших различий Красноярска и Нью-Йорка?
Первое, что бросается в глаза — это позитивный настрой и открытость людей при первом контакте. Все очень просто здороваются на улице, даже если друг друга не знают, очень часто улыбаются — в метро, магазинах. В лифте незнакомцы могут заговорить о погоде, спросить о моих собаках. Мне кажется, что это сто раз уже все видели в кино — и так оно и есть. Позитивный настрой — улыбки, комплименты, добрые пожелания. И это везде, не только на работе или между соседями.
Второе — это ощущение свободы. Это касается и равноправия, отсутствии дискриминации по любому признаку — полу, сексуальной ориентации или расе. Это свобода самовыражения, особенно в Нью-Йорке, где уникальное смешение культур, и возможность быть собой — это очень ценно. Это то, чего я не чувствовала в России. У нас, даже если ты не боишься самовыражаться, должен быть готов к осуждающим взглядам и словам.
Третье — это уровень жизни. Даже те американцы, кто живут за чертой бедности (например, на пособии) — то, как они выглядят, их жилищные условия — все это лучше, чем в России. У нас не все могут позволить себе хорошо одеваться, не ходить в драных сапогах. Здесь такого нет — даже бездомные могут заработать на кроссовки и пуховик, есть большие магазины, где всё это стоит копейки.
Четвертое — это еда. То многообразие выбора, который здесь есть в супермаркетах, не сравнится с тем, что в Красноярске. На самый причудливый запрос найдутся продукты в супермаркетах шаговой доступности. В так называемых «магазинах на углу» не всегда можно найти что-то особенное, но если пройти несколько кварталов — найдешь большой супермаркет с огромным выбором и доступными ценами.
Пятое — шопинг. Все, что мне нужно — косметику, одежду и прочее я заказываю с доставкой на дом. Привозят прямо в подъезд. Система информирования устроена очень оперативно: приходит уведомление, что посылка доставлена — спускаюсь и забираю ее. Многие товары можно вернуть, если не понравились. Или, например, я заказывала стул из бархатной ткани, он мне пришел и там была вмятина, неровный ворс — я написала, что пришел некрасивый стул, спросила, какие есть варианты, мне предложили или вернуть деньги, или отправить другой стул. Второй пришел такой же — в итоге мне и вернули деньги, и оставили стулья! Работа с клиентами тут важнее всего — процессы по возврату товара и взаимодействию настолько отлажены, что тратить деньги в США одно удовольствие.
Вы чувствуете себя чужой в Америке? Как там живется русским?
Я в Америке себя чужой не чувствую, но и своей — тоже. Скажу так: не чувствую, что когда-нибудь буду чувствовать себя своей. Я думаю, этого вообще не случится, поскольку я все-таки русская, не американка. Всегда буду иммигрантом и для меня это ОК, потому что Нью-Йорк — это город, где таких, как я, очень много.
Страна достаточно молодая, и люди спокойно относятся к разным культурам. За полтора года в Нью-Йорке я столько узнала о разных людях из разных стран, сколько не знала даже когда путешествовала. В моей жизни никогда не было такой многонациональности — ты видишь людей, которых ты никогда и нигде больше не встретишь. Это здорово, дает ощущение, что ты не чужой, потому что все друг другу помогают и поддерживают — это еще одно отличие между Россией и Америкой.
Люди не критикуют, не говорят «зачем ты это делаешь». Все наоборот всегда говорят тебе «да, молодец, давай!». Этот настрой у американцев со школы — ты уникальный, ты можешь, идея американской мечты, что ты должен хорошо трудиться, тогда и в жизни будет у тебя всё замечательно. И это еще одно большое различие с Россией.
Экономика вашей жизни в США: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Если не сложно — расскажите поподробнее о средних месячных расходах?
Я сейчас получаю минимальную зарплату по стране, 15 долларов в час. Учитывая, что я плачу 30 % налогов, в месяц получается несколько тысяч долларов. Понятно, что если переводить это в рубли, это будут очень хорошие деньги, на которые в России можно достойно жить. Но в Америке это минимальная оплата. Хотя и с трудом, но удается планировать свою жизнь в долгосрочной перспективе, откладывать на покупку жилья, машину и путешествия, позволять себе концерты и так далее. Во всем виновата аренда, она очень дорогая и зависит от района, где ты живешь. Я снимаю в хорошем районе — мне важно, чтобы путь до работы занимал не больше 40 минут.
Например, если за мобильную связь в России я платила 200-300 рублей, то здесь я плачу 40 долларов, то есть около 2500 рублей. За интернет в квартире, который я оплачиваю только частично — 15 долларов, то есть еще около 1000 рублей. Электричество — еще 50 долларов, а у нас в России 50 долларов — это целиком квартплата.
При этом качество жизни, которое я здесь имею, выше. Я чувствую себя более счастливой. Здесь миллион бесплатных возможностей качественного досуга — например, можно бесплатно ходить почти во все музеи, если ты резидент города Нью-Йорк. Можно всегда за недорого послушать джаз, погулять в красивейших парках, покататься на велосипеде. Это невероятно заряжает. Можно купить мороженого, гулять и вдохновляться. Площадок для знакомств миллион — пишешь, идешь, знакомиться, ходишь на концерты.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Alexandra🌱 (@alexandramozgovaya) 5 Май 2018 в 7:10 PDT
Безусловно, у меня нет того статуса, который был в Красноярске. Здешний круг друзей по интересам — пока моя слабая сторона, но это то, над чем можно работать.
Были ли мысли вернуться в Россию?
Я никогда не думала о том, чтобы вернуться в Россию. Мне трудно представить — я буду уже тоже чужая. Теперь я всегда буду говорить «у нас здесь» и «у нас там». У меня есть родина, где я выросла, где я прошла становление, где я сформировалась как личность, но у меня теперь есть новый дом, в котором я меняюсь, в который я интегрируюсь. Мне не хочется возвращаться.
Когда я приезжала сюда получать документы на полтора месяца, я рассматривала это время как период на принятие финального решения о переезде. Через две недели у меня возникло огромное нежелание возвращаться обратно в Россию даже для того, чтобы решить дела. Мне уже тогда не хотелось возвращаться.
Есть желание приехать навестить знакомых, семью, увидеть, как изменился город, но если бы у меня не было близких людей, то, безусловно, в Красноярск мне не за чем было бы возвращаться.
Чем планируете заниматься на новом месте/уже занимаетесь?
Сейчас я работаю кондитером в международной технологической компании. Здесь очень классные условия — те, которых не найти на рынке в этой сфере. У меня «человеческий» график, я могу отдыхать в выходные. Офис, который мы обслуживаем (мы делаем сладости для сотрудников компании), находится в самом центре Манхэттена — он с потрясающим видом, прекрасно оборудован. Профессиональная этика и методы работы внутри компании — вдохновляют и мотивируют.
Физически работа у меня сейчас очень тяжелая, да и про зарплату я уже говорила. Уровень жизни, который я бы хотела иметь, с такой зарплатой невозможен, поэтому я планирую переходить в другую профессию — начинаю изучать программирование, хочу переквалифицироваться в программисты. Хорошо, что в Нью-Йорке для этого очень много возможностей. Я вижу, что все двери для меня открыты.
Маша Русскова специально для интернет-газеты Newslab,
фотографии из личного архива героини материала