Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Красноярский край сделал очень большой шаг вперед»: что такое новая лесная политика и как она изменит ситуацию в регионе?

«Красноярский край сделал очень большой шаг вперед»: что такое новая лесная политика и как она изменит ситуацию в регионе?

07.02.2020
0

Наведение порядка в лесу

Лесная тема очень широко обсуждалась в 2019 году на всех уровнях. Это одна из ключевых тем ушедшего года и, думаю, что 2020 и 2021 годы будут также проходить под эгидой наведения порядка в лесной отрасли. Необходимо сказать, что это задача не только государства, а наша общая, поэтому роль регионов здесь бесценна. И мне кажется, заявив о новой лесной политике, Красноярский край сделал очень большой шаг вперед и показал пример другим субъектам.

Министр лесного хозяйства Красноярского края Димитрий Маслодудов

Что такое новая лесная политика

Это, по сути, общественный договор, который предполагает, что мы прекращаем говорить о том, что идем добывать, рубить и заготавливать лес. Теперь мы говорим, что сначала лес нужно выращивать, относиться к нему не потребительски, как к возобновляемому ресурсу, а как к своему огороду.

Нашими приоритетами становятся лесовосстановление, лесоразведение, дополнительная ответственность и новые обязательства бизнеса. Мы подписали с крупнейшими лесопользователями хартию и договорились, в том числе, о том, что они берут на себя обязательства по увеличению объемов лесовосстановления на 20-30%. Ряд компаний начнут эту работу уже в 2020 году.

Еще одна важная задача — лесоустройство или инвентаризация государственного лесного фонда. Но для того, чтобы проинвентаризировать все наши леса, нужно примерно 4-5 млрд рублей — очень большие средства, причем выделять их нужно каждые 10 лет. Поэтому мы используем и тестируем различные методы дистанционного зондирования земли. Помимо этого, лесопользователи могут и готовы брать на себя повышенные обязательства по инвентаризации, что позволит достичь цели быстрее.

То есть новая лесная политика — это такой общественный договор, нацеленный на совместные действия. Пока он заключен с крупнейшими лесопользователями, но в дальнейшем мы будем вести диалог также со средним и малым бизнесом.

Декриминализация отрасли

Новая лесная политика — это также декриминализация лесной отрасли. Мы и раньше об этом много говорили, однако сегодня есть реальные результаты этих действий. Не хотелось бы говорить о каких-то драконовских мерах, которые были приняты в отношении недобросовестных лесопользователей, но примерно с 60-ю компаниями мы расторгли договоры только на том основании, что они не выполняли мероприятия по охране и защите лесов.

Декриминализация включает меры по решению проблемы так называемых «белых пятен». У нас примерно два миллиона гектаров — это заброшенные земли сельхозугодий. Защитить эти леса очень сложно, так как на сегодняшний день в этой части существует нормативно-правовой вакуум. Недобросовестные лесопользователи, совершая рубки на таких участках, уходят от ответственности.

Мы вышли на федеральный уровень с инициативой значительно сократить сроки перевода таких земель в государственный лесной фонд. Кроме того, несмотря на то, что процедура всё еще очень длительная, у нас уже есть положительные примеры перевода — это Рыбинский, Уярский районы. Думаю, что, по самым оптимистичным подсчетам, в течение ближайших двух лет белые пятна перестанут быть негативной темой в Красноярском крае.

Тайга на территории Красноярского края
Мнение эксперта о новой лесной политике
Александр Онучин, директор Института леса им. В.Н. Сукачева:

«Красноярский край — один из лидеров среди субъектов РФ по площади лесного фонда и запасам лесных ресурсов. Вместе с тем, наш край — наглядный пример основных проблем, которые сегодня характерны для лесных регионов страны. И сегодня они требуют кардинальных и разнонаправленных мер и решений, в том числе с привлечением научного сообщества. Отрадно, что губернатор края в качестве основных приоритетов определил не просто наведение порядка в лесной отрасли, а повышение ее эффективности. Появилось осознание того, что необходимо менять лесную политику ориентируя ее на ответственное лесопользование, активное сохранение и приумножение лесов, внедрение единых принципов для всех участников лесных отношений. Лесная наука в лице Института леса готова активно включиться в ее реализацию. Надеюсь, что совместными усилиями мы сможем преодолеть все бюрократические барьеры и не только сохранить наши лесные богатства, но и значительно их приумножим для будущих поколений».

От пня до готовой продукции

Безусловно, новая лесная политика — это и современные методы учета. Мы всегда говорили, что контроль движения древесины — от пня до готовой продукции — является наиважнейшей задачей. Поэтому сейчас край входит в пилотный проект, связанный с маркировкой древесины, но, помимо того, мы разработали и уже применяем в тестовом режиме на нескольких лесничествах собственную систему ЛесфондGEO.

Это мощнейшая информационная система, в которой учитывается всё: таксация, запасы, категория и объемы лесопользования, движение древесины, заключенные договоры. То есть эта система позволяет прозрачно представлять всё, что у нас происходит с тем или иным участком леса.

Помимо этого, мы «донастраиваем» региональное законодательство и также обратились в Государственную Думу с тем, чтобы учет пунктов приема, на которые поступает древесина, был тотальным. У нас уже такой пункт не может быть зарегистрирован, пока не будет заключено соответствующее соглашение, и данный объект лесопереработки не будет стоять на учете в Минлесхозе и Минэкологии.

Следующая «донастройка» законодательства, которая произойдет в начале текущего года, связана с внедрением производственно-технологических паспортов на предприятиях лесопереработки. Это ключевой момент, который позволит не просто контролировать, а стандартизировать процессы, связанные с противопожарными технологиями, соблюдением технических норм и правил, охраной труда на предприятиях и т. д.

Тотальное наведение порядка в лесах края будет продолжаться ближайшие два года

Отходы — в доходы

Губернатор Александр Усс поставил задачу по объединению направлений лесного хозяйства и лесной промышленности, и это логично, поскольку лесопереработка не может существовать без лесозаготовки. Опять же, у нас долгое время существовал вакуум в части управления в этой сфере, и наконец-то он устранен.

Основная наша задача — это глобальная концентрация предприятий лесопереработки, в связи с чем мы организовываем ассоциации таких компаний. Будет как минимум 5 таких ассоциаций — в Лесосибирске, Канске, Минусинске и Ангарской группе районов. Эти кластеры будут существовать для более плотного взаимодействия как с региональными органами власти, так и с муниципальными. В рамках ассоциации лесопереработчики будут комплексно решать свои задачи за счет объединения усилий. С другой стороны, это еще один шаг в целях наведения порядка и применения стандартного единого подхода к управлению лесоперерабатывающей промышленностью в крае.

Также изменения в этой сфере нацелены на полную переработку отходов лесопиления. Уверен, к концу или даже к середине этого года они станут дефицитным товаром в Красноярском крае. Мы уже ощущаем это на примере Канска. Если вы помните, Александр Усс проводил там знаковое совещание в июне прошлого года. Компаниям были поставлены достаточно жесткие условия работы на территории Канского района, и за несколько месяцев там организовали 8 достаточно мощных производств по переработке отходов. Это и утилизация, и производство пеллет, топлива, брикетов. Сейчас там также запускается технология по производству древесной муки.

От отходов лесопиления в Красноярском крае планируется избавляться практически полностью

Китайские предприниматели в сибирской тайге

На самом деле, мы рады, когда в нашу экономику инвестируют, и это могут быть любые инвесторы из любых стран. Главное, чтобы эти инвестиции работали на благо края и страны.

Что касается Китая, то здесь вот в чем дело: проводя мониторинг работы лесоперерабатывающих предприятий, мы всё чаще и чаще сталкивались с тем, что компании представителей КНР вызывали у нас больше всего нареканий: начиная от состояния лесосек, заканчивая вопросами охраны труда. Вторая проблема заключалась в скупке нашими китайскими соседями древесины у населения за наличные деньги.

Поэтому сейчас губернатором принято решение, что мы, конечно же, приветствуем инвесторов из любых регионов и стран, но вместе с тем по всей строгости существующих норм относимся к тем предпринимателям, которые нарушают правила заготовки, производства и оборота древесины. Уже приняты соответствующие меры, и хочу сказать, что сразу был получен отклик представителей китайских компаний. Они готовы к диалогу.

Круг замкнулся

За всеми разнонаправленными действиями в наведении порядка в лесной отрасли — очень четкие и конкретные задачи губернатора Александра Усса. И когда мы доработаем законодательство, реализуем все планы, у нас замкнется круг. С одной стороны, мы сами контролируем лесопользование, технологию заготовки, вырубки и лесовосстановления. С другой стороны — каждое предприятие, исполняя требования по стандартизации условий, само работает так, как нужно.

В конечном счете мы будем видеть, сколько древесины заготовлено, сколько переработано, сколько отходов утилизировано, сколько готовой продукции произведено и, наконец, сколько её реализовано внутри страны и на экспорт. Таким образом, всё встанет под контроль, а пристроить нелегально заготовленную древесину будет невозможно. На наш взгляд, это достаточно действенный региональный инструмент, который может быть тиражирован на территорию всей страны.

Интернет-газета Newslab, фотографии пресс-службы министерства лесного хозяйства Красноярского края

Усс Александр Викторович
Член Совета Федерации

Рекомендуем почитать