Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Раритетные книги, тимбилдинг и «замороженная» палитра: кто помогает красноярским библиотекам запускать новые проекты

Раритетные книги, тимбилдинг и «замороженная» палитра: кто помогает красноярским библиотекам запускать новые проекты

17.03.2020
0
Фото: vk.com/na_mira1

Музей «Площадь Мира»: «КнигоИгры: Уроки диалога», занятия о современной литературе и искусстве для подростков

Благодаря грантовой поддержке музейный центр «Площадь Мира» (площадь Мира, 1) воплотил в жизнь проект «КнигоИгры».

Это цикл образовательных занятий, объединяющий современную подростковую литературу и современное искусство. Книги и выставки на таких встречах — повод обсудить самые разные темы: от отношений с близкими до возможностей критически мыслить.

«Это когда и про дадаистов, и про авангард, и про Поздеева, и про их философию, и про смыслы. И про пробу пера в каких-то техниках — графике, инсталляциях и чем-то там еще. Меня звали посмотреть финальные работы — высказывания про общество и город через творческие опыты. Что „высказывают“? Что небо надо бы помыть. Что домогательства в соцсетях — это не онлайн-проблема. Что придумать комикс, оказывается, сложно. Что надо бы вставать на позицию другого, чтобы преодолеть эту пелену непонимания. Что есть сложные чувства и эмоции... Мне кажется, первый опыт „Опытов“ был очень крутым. Рада, что и в Красноярске музеи так начинают работать», — делится своими впечатлениях от выставки подростков красноярка Елена Бобровская.

За несколько сезонов сотрудникам музея удалось воплотить разные форматы — от погружений в тему блокады Ленинграда до высказываний подростков средствами современного искусства. А совсем скоро, 23 марта, музей объявит открытый конкурс для подачи заявок от школ, с 25 апреля начнётся реализация программы «Уроки диалога».

«Каждое занятие предполагает чтение книги или отрывков из современных подростковых произведений и знакомство с экспозициями и/или экспонатами из фондов музея. Благодаря грантовой поддержке мы сможем превратить наши единичные занятия в системные образовательные модули», — уверена руководитель проекта Екатерина Любимова.

Первый модуль нацелен на обучение работе в команде, знакомство с практиками социально-ангажированного искусства и создание финального арт-объекта. Второй модуль направлен на профилактику травли и утверждение ценностей многообразия и конструктивного общения через книги и выставки о дискриминации. Третий модуль построен вокруг исследования истории семьи, связей частных историй с общей историей страны, города.

Всего в каждом модуле запланировано по четыре занятия. Охват за четыре занятия — более двух сотен школьников.

Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края: «Библиотека — центр образования и инноваций»

Краевая библиотека (улица Карла Маркса, 114) готовится к реализации проекта по созданию условий повышения профессионального уровня изобретателей, патентоведов, а также тех, кто занимается регистрацией и защитой результатов интеллектуальной деятельности.

Для специалистов организуют:

  1. регулярные тематические встречи, обучающие семинары, вебинары для повышения профессионального уровня в области интеллектуальной собственности;
  2. сервис электронной подачи заявок на объекты интеллектуальной собственности на базе библиотеки;
  3. возможность бесплатного обучения регистрации и защиты результатов интеллектуальной деятельности;
  4. доступ к полнотекстовым базам данных по всем объектам промышленной собственности.

«Наш проект, возможно, привлечет внимание федеральных органов власти по интеллектуальной собственности к проблемам нашего региона в этой области. Сейчас есть обособленность от центра, мало возможностей развивать информационный потенциал интеллектуальной собственности, повышать профессиональный уровень кадров, изобретателей и рационализаторов», — отмечает руководитель проекта, сотрудник Красноярской краевой библиотеки Анастасия Дорогавцева.

Уже сейчас для специалистов патентных отделов 15 различных организаций Красноярска — изобретателей и патентоведов провели два семинара по созданию, регистрации и защите объектов промышленной собственности. Подобные полезные встречи планируют организовывать каждый месяц.

Роев Ручей: проект «Роев ZOO»

Работа «Роева ручья» (Свердловская, 291) уже давно вышла за рамки своей основной деятельности — парка флоры и фауны. Коллектив осваивает новые форматы для посетителей по экологическому просвещению, образованию и воспитанию.

Проект «Роев ZOO» — это мероприятия по объединению редких печатных изданий узкой специализации для базы данных интернет-ресурсов по природоохранной и научной деятельности.

«Основной цель деятельности парка — создание благоприятных условий для формирования целостного экологического мировоззрения, этических ценностей по отношению к природе, экологической культуры горожан. Это можно сделать благодаря демонстрации уникальной зоологической и флористической коллекции. Очень многие специалисты — ветеринарные врачи, зоологи, экологи сотрудничают со специалистами парка в профессиональных вопросах, студенты профильных факультетов проходят практику на базе парка, учащиеся образовательных учреждений пишут научные работы и исследовательские проекты. Очень удобно, когда можно в одном месте получить практический материал, подкрепив его научной базой», — рассказывает руководитель проекта Светлана Чипура.

У многих сотрудников парка в личных фондах есть ценные издания, книги, монографии, которые не отыщешь в широкоформатных библиотеках. Некоторые из них датированы 50-ми годами XX века, настоящий раритет. Так и возникла идея собственного электронного ресурса. Чтобы редкая информация стала доступной всем желающим.

Для кого проект:

  • специалисты исследователи и практики в области прикладной биотехнологии, ветеринарной медицины и экологии;
  • ветеринарные врачи зоопарков Российской Федерации;
  • зоологи-практики, сотрудники зоопарков;
  • методисты учреждений культуры и образования;
  • учителя биологии, географии, зоологии, экологии и других смежных специальностей;
  • обучающиеся учреждений образования разных типов и видов;
  • студенты профильных факультетов вузов.

Благодаря грантовой поддержке руководство парка уже может позволить себе закупку оборудования для оформления специализированного рабочего места. Определены фокус-группы по апробации качества работы «Роев ZOO» из научного сообщества красноярских учебных заведений. Пока специалисты собрали литературные источники в единый фонд.

«Мы испытываем гордость за команду, что смогли победить, не являясь профильным библиотечным учреждением! Значит, проект интересен не только нам, но и экспертам в области библиотечного дела и культуры. Даже сейчас в начале реализации проекта у парка уже появились новые партнеры и коллеги, новые идеи и находки, новые совместные проекты, это также мощный тимбилдинг», — добавляют авторы проекта.

Музей-усадьба Юдина: «Арт-территория „ЮДИНКА“»

Красноярский музей-усадьба Юдина (ул. Мелькомбинатская, дом 2/1) активно работает с музыкантами, режиссерами, участвовал в нескольких театральных проектах. А вот с художниками Красноярска и края пока было не так много совместных мероприятий. Эту идею удалось воплотить в новом проекте «Арт-территория „Юдинка“» благодаря победе в конкурсе «Новая роль библиотек в образовании».

В январе прошла первая выставка детских рисунков «Замороженная палитра». Рисунки дети из гимназии № 9 выполняли в «сугробной» технике — оригинальные рисунки прикрыты прозрачным льдом. 25 работ посвятили Красноярску и его пейзажам, космическим фантазиям и истории города.

«Любой проект — это, прежде всего, эксперимент, творчество, возможность испытать новые форматы, завести новых друзей и партнеров. Однозначно, мы будем продолжать в теплое время года делать выставки на территории усадебного парка. Проект «Арт-территория „ЮДИНКА“ — место, где любой желающий сможет многое узнать об уникальном фонде библиотеки, об искусстве, проявить себя, показать и рассказать о своем творчестве, увлечениях, реализовать интересные креативные художественные идеи, может быть непонятные для некоторых», — рассказывает руководитель проекта Ольга Миронова.

Материалы по теме
«Зачем провинции современное искусство?»: истории новых героев арт-тусовки Красноярска
Музей как лаборатория, значимые имена и источники вдохновения

Как отмечают организаторы, они ориентируются в своём проекте как на школьников, художников и студентов Художественного училища, Института искусств, так и на красноярцев, которым интересно творчество, возможность проявлять себя в нем.

Проект рассчитан и на постоянных посетителей музея-усадьбы и читателей библиотеки, которых более 3000 человек.

Как поучаствовать в конкурсе?

Конкурс от Фонда Михаила Прохорова на грантовую поддержку библиотек в нескольких регионах страны уже стартовал.

С 1 марта и по 30 апреля 2020 года библиотеки на территории Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, Белгородской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Рязанской, Тамбовской, Брянской и Самарской областей могут заявиться на открытый благотворительный конкурс финансирования социокультурных проектов. Примечательно, что претендовать на поддержку в виде гранта могут библиотеки всех уровней — научные, музейнын, университетские библиотеки, библиотеки школ, больниц, тюрем и прочие.

Конкурс «Новая роль библиотек в образовании» — одна из приоритетных инициатив Фонда Михаила Прохорова, которая реализуется с 2008 года.

Кроме того, потенциальные участники проекта смогут зарегистрироваться и побывать на проектно-аналитических семинарах трёхдневного образовательного модуля. Среди преподавателей — искусствоведы, педагоги, менеджеры культуры, преподаватели московских вузов, эксперты министерства строительства и ЖКХ РФ и многих фондов, архитекторы, журналисты.

Обучение пройдет в следующих городах:

  • 10-13 марта в Брянске;
  • 16-18 марта в Рязани;
  • 30 марта — 1 апреля в Кемерове;
  • 13-15 апреля в Красноярске.

Подробнее об условиях участия в конкурсе читайте на сайте Фонда Михаила Прохорова. Отдельно размещена информация о семинарах.

Интернет-газета Newslab

Рекомендуем почитать