MIRAMAX film corp., 2002 год.
...- Ай, доктор, если разрешите текилы, обещаю не пить на своих похоронах! Фрида Кало на своей последней выставке |
Я вообще-то хотел посмотреть на Сальму Хайек - запал, понимаете, на фигуристую тетку после "От заката до рассвета" (как она эротично глотки всем прокусывала, м-ммм...). А тут обещали её показать обнаженной. Заманили.
Честно говоря, была ещё пара нюансиков: во-первых, хотелось посмотреть на Рокфеллера в исполнении моего любимца Эдварда Нортона ("Бойцовский клуб") и на Троцкого в исполнении Джеффри Раша ("Влюбленный Шекспир"), а во-вторых, стыдно признаться, но я кое-что слышал ранее о Фриде Кало, видел её безумные картинки, и мне НА САМОМ ДЕЛЕ хотелось посмотреть кино о ней.
Итак, даю подробный отчет по всем трем пунктам.
Во-первых, поклонники Нортона, Раша и Бандераса - там есть ещё и Бандерас, но я к нему равнодушен - проходите мимо. Бандерас-сталинист появляется на экране один раз и не задерживается там дольше 5 минут, Нортон - чуть больше раз, но по продолжительности столько же. Раш - в роли седовласого козловидного старика Троцкого - пробыл на экране дольше и даже успел повеселить меня своими ырротическими настроениями (авторы фильма совокупили Троцкого с Фридой, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что никаких стоящих доказательств того, что это было в реальности, не обнаружено), но, в целом, и эта роль практически эпизодическая.
Возвращаясь к пункту первому, надо сказать, что хоть тут меня не обманули. Сальма!.. О, Сальма, мексиканка арабского происхождения! В очередной раз убедился, что женщины должны быть такими: горячими, полными жизни, с огненным взором, чувственным ртом, полной грудью, тонкой талией, крепкой задницей... ну, разве что, немного повыше ростом. Поймите меня правильно - я не люблю толстых, но бледные анемичные дивы под два метра ростом, силуэтом похожие не на песочные часы, а скорее на ныне покойные здания Всемирного Торгового Центра, девушки, которые пьют минералку не с похмелья, а вместо еды, внушают мне опасения и подозрения, и ничего кроме опасений и подозрений...
Итак, Сальма. Какой-то особой обнаженки в фильме нет, однако кое-что вам все-таки покажут. Порнофилы, конечно, заскучают, а вот эротоманы оживятся. Джули Теймор, режиссер "Фриды", видимо, ничего себе такая тетка - даже далеко не постельные сцены - сцена с аварией, например - получились у неё наполненными какой-то тайной чувственностью. Я такое люблю.
Сальма, на мой взгляд, сидит в своей роли как влитая. Она красивее Фриды, если сравнивать с реальными фотографиями художницы, но и это единственное несоответствие было удачно стерто с помощью компьютеров: в фильме, естественно, фигурируют реально существующие картины Фриды Кало, но с автопортретов (а их большинство) на нас глядит не Фрида, но Сальма. Фон тот, платье то, прическа та, лицо - не то! Но это, конечно, смутит только закоренелых знатоков творчества сеньоры Кало, а вот для остальных создаст дополнительный эффект реальности. Вообще, то, как проиллюстрированы истории появления на свет некоторых картин, достойно доброго слова. Вышло красиво, вышло стильно и, главное, убедительно: сразу понимаешь, что должно твориться у тебя в душе, как должно быть разбито твое сердце, чтобы рисовать такое. Маленькая, как девочка, сильная, как мужчина... вы знаете, ведь я её зауважал, эту Фриду. По узости кругозора думал, что все мексиканские (а также итальянские, испанские и т.д.) женщины способны только на интенсивное размножение, а в остальном - глупы как пробки, но ошибся.
17 сентября 1925 года автобус (по другой версии - автомобиль), в котором Фрида ехала со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. Сломанный железный прут токосъемника трамвая (по другой версии - поручень) воткнулся Фриде в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. У 18-летней девушки сломались оба бедра и позвоночник в трех местах, а иссушенная в детстве полиомиелитом нога раскололась на 12 частей. Врачи не верили, что она выживет, когда выжила - сказали, что не будет ходить, но она всех сделала - не только выжила, пошла, окрутила одного из лучших художников и первых бабников Мексики Диего Риверу, стала звездой, легендой, одной из самых ярких женщин XX века.
Вообще, весь фильм похож на цветную фреску, которую мог бы запросто нарисовать, например, тот же Диего Ривера. Стены, дома, украшения, наряды, лица - все яркое, даже кладбище. Буйство красок, приятные мексиканские напевы, текила - рекой, и надо всем этим дух коммунизма, который, как в каком-то странном сне, служит путеводной звездой горячим мексиканским парням с художественными способностями... В фильме - Ленин на фресках Риверы, в реальности - у Кало есть картина со Сталиным. Странно, но, несмотря на то, что в фильме неоднократно присутствуют разговоры о политике и коммунизме, в фильме нет политики. Разговоры - есть, политики - нет. И даже Троцкий - казалось бы, ну уж Троцкий-то! - и даже у товарища Троцкого в мексиканских интерьерах политическая активность подувяла, в отличие от другой: старикашка стал горячий, как уголек, пьет текилку и щиплет аппетитную Сальму везде, куда руки дотягиваются.
И все же, не ходите на этот фильм, если вам охота поразвлекаться; если подруга не демонстрирует признаков интеллекта, то для семейного культпохода тоже лучше выбрать другой фильм. Идти на "Фриду" надо, если вы поклонник Сальмы Хаек, или же если вы любите саму Фриду Кало, или хотя бы интересуетесь ей. Можно, конечно, посмотреть сей кинопродукт и без контекста, как банальную мексиканскую любовную драму, но гораздо лучше смотреть "Фриду", зная, что вот эти картины, которые рождаются на ваших глазах, реально существуют, висят в Лувре и продаются с аукциона "Сотбис" за 5 миллионов долларов.
P.S. Кстати, Сальма Хаек была как-то особо заинтересована в появлении на свет этой картины. Говорят, что именно Сальме в свое время пришла в голову идея снять кино о своей знаменитой соотечественнице. Она добивалась средств у американских кинопродюсеров, она договаривалась со "звездатыми" актерами, которые согласились работать за минимальную плату, училась рисовать, вырабатывала у себя особую походку Фриды, и, в результате, стала продюсером фильма. Проект под кодовым названием "Фрида" отнял у Сальмы 6 лет. В это время другая группа людей тоже захотела снять фильм о мексиканской звезде. Киностудия MGM и маститый режиссер Фрэнсис Коппола взялись за биографию сеньоры Кало, причем на роль последней была утверждена не менее звездная, чем Хайек, тетка - сама Джей Ло, то есть Дженифер Лопес. Однако что-то там не срослось - то ли денег не хватило, то ли ещё что.
Максим Потемкин