Кой черт понес меня в театр Музыкальной комедии 23 февраля? Вразумительно сказать не могу. Но, будучи фаталисткой, думаю, что, скорее всего, таким образом откупилась от чего-то худшего (как говорит моя мама). Так вот: вечер, воскресенье, театр Оперетты и "Ретро" - музыкальная комедия в 2-х частях. Музыка Журбина, либретто Фере по пьесе Галина.
С творчеством Александра Журбина все мы сталкивались во времена безоблачного детства, распевая его песенки из мультфильмов. Они действительно были чудесными - мелодичные, запоминающиеся и несложные. Может быть, я переслушала их в свое время, но все, что мастер творит в последнее время - а это, в основном, произведения уже "для взрослых", почему-то упорно напоминает мне песенки мышат и лягушат. Будь то мюзикл на сюжет средневековой легенды "Фьоренца" или вот, например, музыкальная комедия "Ретро".
Надо сказать, что название "Ретро", как нельзя лучше отвечало тому, что происходило на сцене. И говорю я отнюдь не о самой пьесе. Сюжет, построенный на комедии положений, был вполне удобоварим. Семейная пара, этакие нувориши (действие происходит, как я поняла, в доперестроечное время), пытаются женить своего 70-летнего дедушку, дабы отселить из квартиры. Претенденток на руку и сердце старого кровельщика три: медсестра, бывшая актриса и лифтерша, все такого же преклонного возраста. Дед жениться не хочет, а хочет обратно в деревню на свою крышу, ну и так далее... В общем, конечно, не шедевр, но я отношусь к тем зрителям, кто ходит в театр не за тем, чтобы узнать содержание. Более того, на моей памяти несколько потрясающих спектаклей, где вполне сознательно брались очень слабые пьесы и делались из них "конфетки" за счет талантливой режиссуры и актерской игры. И, поверьте, удовольствие от такого рода спектаклей, где сюжет не играет почти никакой роли, а на первый план выходит исполнительское мастерство - это истинное наслаждение для любого театрала! В "Ретро" же явно делалась ставка на текст.
В спектакле шесть действующих лиц, четверо из которых подразумевают уже пожилых исполнителей. В голове сразу рождается аналогия со знаменитым МХАТовским "Соло для часов с боем". Помните этот нашумевший в свое время спектакль Олега Ефремова, который был задуман как бенефисный для великих, но уже очень пожилых актеров театра: Михаила Яншина, Ольги Андровской, Алексея Грибова, Марка Прудкина, Виктора Станицина, которые в силу возраста (спектакль поставлен в 1974г.) остались за рамками репертуара? Успех спектакля тогда превзошел все ожидания и произвел эффект разорвавшейся бомбы, войдя в историю МХАТа и театра вообще, как пример того, что подлинное мастерство годам не подвластно.
В театре Музыкальной Комедии г. Красноярска такого явно не произошло.
Вообще проблема возраста в театре - очень непроста и щекотлива (особенно для женщин актрис), поскольку переходить из амплуа героини в амплуа, скажем, комической старухи, согласитесь, непросто даже в жизни, что уж говорить о сцене... И в то же время, это вопрос профессионализма и, уж простите меня, таланта, без которого театр превращается в обычное производство. И вот "Ретро" произвел на меня впечатление именно такого производственного спектакля, этакого "дежурного блюда", поставленного без фантазии, а исключительно за счет уже десятилетиями наигранных, мертвых театральных штампов. Вы скажете, что я сужу слишком резко и что "на вкус и цвет товарищей нет"? Но весь на две трети заполненный зрительный зал, судя по реакции, чувствовал что-то подобное. И уверяю вас, это отнюдь не был съезд хищных театральных критиков или всегда немного скептически настроенных коллег- актеров. Нет, в зале сидели люди, безусловно, разные, но добродушно настроенные (праздник все-таки). Публика пришла, в основном, семейная, так сказать, добропорядочная. И вот эта, в общем-то, непривередливая аудитория почти все первое действие была абсолютно безучастна к происходящему на сцене и лишь перед самым антрактом появилась хоть какая-то реакция на все эти "шутки" и "уморительные ситуации". Так что я явно была не одинока в своем мнении. (Это я просто пытаюсь вычислить - на кого же был рассчитан спектакль).
Я смотрела и пыталась разобраться - откуда во мне такое активное неприятие происходящего? Актеры, вроде бы, играли с огоньком, не халтурили. Хотя говорить эти слова в отношении актеров, все равно, что сказать о поэте, что он сочинил добротно...Просто, может быть, у меня другое представление о природе комизма? В том, что разыгрывалось на сцене, явно чувствовался посыл: "поднажмем, и засмеются...". И здесь нельзя кивать на гротесковость образов. Я убеждена, что гротеск требует виртуозного актерского мастерства, а не примитивного наигрыша. И, если наигрыш у молодых актеров, хотя тоже не приветствуется, но все-таки объясним, и иногда даже умиляет, то в исполнении, скажем так, опытных артистов, он вызывает у меня чувство какой-то неловкости. А этого в спектакле было предостаточно!
Пожалуй, единственным, кто показался мне убедительным в этой постановке, был "Старик" в исполнении засл. артиста России Александра Александрова. И, хотя, музыкальная часть роли (да простит тов. Журбин) была как раз песенками из мультиков, да еще временами в сочетании с удивительно нелепым патетичным текстом, все же образ старичка, пытающегося вырваться из всего происходящего, вызывал понимание и искреннее сочувствие.
Итак - в спектакле шесть персонажей, из которых почти все (ну, может быть, за исключением дочери и старика) острохарактерные. Но, то ли характерность в театре Муз. комедии понимается уж очень узко (стиль этакого конферанса 60-х), то ли ничем не перебить пресловутые штампы, заученные интонации, и "визитною карточку" Оперетты - аффектированную подачу любых, даже самых несмешных шуток и реприз... Хотя, нет! Я же видела другие спектакли того же театра, живые, с совсем другой манерой игры, с остроумной режиссурой! Правда, занята в них была, в основном, молодая часть труппы (например, "С любовью не шутят", поставленный прошлой осенью Владимиром Гурфинкелем) Не знаю... Но от "Ретро" веяло таким нафталином, что где-то это даже напоминало пародию. Я, грешным делом, подумала, что спектакль - ровесник, ну хотя бы перестройки, и была буквально ошарашена тем, что ему отроду всего один год и то неполный! Право же, как будто попал в заповедник, где время остановилось лет 20-30 назад. По иронии судьбы, фамилия режиссера-постановщика - Молодов, Юрий Молодов, заслуженный артист России. Если помните, А.П.Чехов, в своих знаменитых записных книжках, очень любил отмечать такие "говорящие" фамилии.
Справедливости ради надо сказать, что к музыкально-исполнительской части (именно исполнительской), у меня претензий не возникло. Под этим я подразумеваю достойное звучание оркестра под руководством Леонида Гельруда и вполне соответствующее образам вокальное исполнение.
А в целом, я поняла одно: в день не моего праздника я попала не на свой спектакль. Ну что ж, Штучкина! Это даже стильно!
Кристина Штучкина