Научно-производственное объединение прикладной механики им. Решетнева обладает опытом создания высокоэллиптических систем связи, одной из составляющих проекта «Северный воздушный мост». Для управления воздушными движениями через полярные области необходимы две вещи – навигация и связь с диспетчером на земле. Координаты воздушного судна можно определять с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС.
Сейчас создается новый семилетний спутник ГЛОНАСС-М. Идет комплектация первого аппарата, осенью он будет запущен в комбинированном блоке с двумя «Глонассами», изготовленными в Омске. Осуществление связи с диспетчером на земле – проблема намного сложнее. Земля охвачена сетью диспетчерских станций, которые ведут самолет по маршруту. В полярном регионе нет УКВ-связи. И вариант один – группировка связных спутников на высокоэллептической орбите. Самолет передает сигнал на спутник, тот отправляет его на наземную станцию, и информация поступает по назначению. Подобные системы существуют на геостационарных космических аппаратах.
Вопрос состоит в том, можно ли использовать станции спутниковой связи, установленные на самолетах, так, чтобы они взаимодействовали с КА на высокоэллептических орбитах без существенных доработок. Эту задачу взялись решить специалисты НПО ПМ совместно с коллегами из Италии. В апреле 2003 года пройдут испытания так называемого "Демонстратора". Он должен показать, что радиотехнические параметры, характерные для подвижной связи, на высокоэллиптических орбитах существенно не повлияют на качество связи. Планируется, что проект завершится в июне-июле этого года. Его итоги во многом определят будущее этой системы и долю участия в нем НПО ПМ. Ведь следующий этап – создание экспериментального спутника.