В материалах, представленных на Коллегию Счетной палаты, отмечается, что доходная часть краевого бюджета за 2002 год исполнена на 88,6 %, задолженность по налоговым платежам на 1 января 2003 года составила 3,9 млрд. рублей, увеличившись за год на 64,6 %. Вырос государственный долг края федеральному бюджету. В 2002 году он увеличился на 73,2 % и на начало текущего года составил 5,57 млрд. рублей. В нарушение Бюджетного кодекса сведения о долговых обязательствах края в Минфин России не направлялись.
Низким отмечен уровень финансирования социальной сферы. При общем уровне исполнения расходов краевого бюджета в 2002 году на 81,7 % расходы на социальную политику составили 60,6 %, на здравоохранение – 64,9 %. Не была погашена задолженность по заработной плате, составившая на 1 января 2003 года 295,8 млн. рублей. Дотация в размере 314,7 млн. рублей, выделенная на стабилизацию краевого бюджета в связи с повышением оплаты труда работников бюджетной сферы, использована всего на 0,7 %. При этом часть дотации в размере 13 млн. рублей была израсходована нецелевым образом. Проверкой также выявлены задолженность предприятиям и организациям, предоставляющим льготы инвалидам, в размере 72,7 млн. рублей и неэффективное использование средств, выделенных на выплату детских пособий, в размере 91,6 млн. рублей.
Проверка показала, что власти края искусственно занижали доходную часть регионального бюджета, создавая тем самым предпосылки для необоснованного роста планируемых расходов, одновременно получая возможность требовать от Минфина России дополнительные дотации для стабилизации социальной ситуации в своем регионе. Так, в федеральном бюджете на 2002 год объем федеральных дотаций бюджету Красноярского края был установлен в сумме 408,7 млн. рублей. Однако в законе края “О бюджете Красноярского края на 2002 год” было необоснованно утверждено поступление федеральных дотаций в размере 3,409 млрд. рублей. Таким образом, в краевом бюджете было предусмотрено поступление доходов на 3 млрд. рублей больше, чем это фактически могло быть. В результате образовался скрытый дефицит краевого бюджета в размере 3 млрд. рублей. Фактический размер дефицита краевого бюджета составил 30,9 % и превысил предел в 15 %, установленный Бюджетным кодексом.
На заседании Коллегии Счетной палаты отмечалось неудовлетворительное погашение целевых иностранных заимствований, привлеченных краевой администрацией под гарантию Правительства России, в результате чего потери федерального бюджета составили 6,1 млн. евро. Кроме того, не погашена задолженность по бюджетной валютной ссуде, предоставленной ОАО “Красноярский завод холодильников “Бирюса”, которая с учетом штрафов и пеней составила на 1 января 2003 года 90,4 млн. рублей. Не в полном объеме осуществлялось и погашение централизованных кредитов федерального бюджета. Так, из 26 млн. рублей, предоставленных Красноярскому краю в 1992–1994 годах на развитие АПК и потребительской кооперации, было погашено всего 7,2 млн. рублей.
По итогам обсуждения Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления Минфину, МНС, МПТР России и администрации Красноярского края, информационное письмо – в Минэкономразвития России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания и Полномочному представителю Президента в Сибирском федеральном округе.