Сегодня в Законодательном собрании на заседании постоянной комиссии по науке и образованию под председательством Валерия Усакова с докладом о состоянии и перспективах подготовки, переподготовки, трудоустройства и повышения квалификации специалистов с высшим и послевузовским образованием в крае выступил председатель краевого комитета по науке и высшему образованию Анатолий Лепешев. На встрече присутствовали депутаты ЗС края, главы районов, ректоры ВУЗов Красноярска.
По словам Лепешева, образование напрямую связано с социально - экономической и культурной ситуацией в стране, зависит и одновременно влияет на нее. По его мнению, начиная с 90-х гг. происходило постоянное уменьшение федеральной поддержки науки и образования в крае, а со стороны региона не было полного понимания необходимости развития направления и соответствующей программно-целевой ориентации.
В итоге, по словам Анатолия Лепешева, к 95-97гг. край пришел к полному отсутствию средств на развитие материально-технической базы. Кроме того, наблюдался низкий уровень и задержка выплаты зарплаты профессорско-преподавательскому составу, отсутствовал стипендиальный фонд, были частые отключения тепла и света в образовательных учреждениях. В этот период, как сообщил Лепешев, активность проявил "Союз ректоров", а также сама администрация, которая при поддержке федерального бюджета создала в регионе системы управления и координации сферы образования, разработала нормативно-правововую базы, сформировала финансовое поле и отработала механизмы долевого финансирования образования. На региональном уровне были приняты соответствующие законы, которые позволили краю значительно продвинуться на российском уровне.
По словам Анатолия Лепешева, проблемы в науке и образовании возникли сейчас. "Этот год я могу расценивать как застой, что связано со многими причинами: сменой руководства, с отходом от решения этих проблем, отсутствием финансирования и закрытием ряда программ и законов", - заявил председатель комитета. В итоге на сегодняшний день приостановлено действие законов о высшем и послевузовском образовании, закон о стабилизации и развитии края, а также другие нормативные акты, определяющие направление в развитии науки.
По словам Лепешева, сейчас региональный компонент не развивается в той степени, в которой бы хотелось, не финансируется целевая контрактная подготовка, остановлено издание монографий и пособий по проблемам социально - экономического развития края, отсутствует поддержка малоимущих студентов, фонд социального страхования и т.д. "Я отметил лишь несколько проблем и недостатков, пытаясь обозначить ситуацию того, что нас ждет в ближайшем времени", - заявил докладчик.
По словам Лепешева, ситуацию необходимо исправлять как на региональном, так и на федеральном уровнях. В частности, федерации необходимо передать систему начального и среднего образования на баланс региона, изменить правила приема в ВУЗы и сделать их на основе договоров, сформировать санатории исключительно из фонда социального страхования, создать многоуровневое инженерное образование. Для региона, по мнению председателя комиссии, имеет смысл создать универсальные комплексы с входящими начальным и средним образованием, создать отраслевые пластыри, которые бы включили подготовку кадров, развить телекоммуникации, создать такую форму подготовки специалистов, которая бы увеличила количество "платных" студентов, а также сформировать инновационное сознание студентов.
Стоит отметить, что каких-либо конкретных предложений от председателя комитета по науке и образованию администрации края не последовало, а потому ему было предложено доработать аналитический доклад, в котором, в частности, обозначить конкретные пути решения названных проблем.
ИА KNews