Сегодня в Красноярске начала работу научно-практическая конференция, посвященная 10-летию создания в крае системы обязательного медицинского страхования и образования Красноярского краевого фонда ОМС. Во встрече принимают участие около 250 участников: главные врачи медицинских учреждений края, руководители управления здравоохранения края и города, директора страховых компаний, представители фонда обязательного медицинского страхования. Цель конференции - подведение итогов первого этапа реформирования ОМС и определение путей развития медицинского страхования на ближайшее время.
По словам Константина Виноградова, и.о. начальника управления здравоохранения администрации края, на сегодняшний день ОМС является одним из главных направлений развития системы охраны здоровья населения. По его мнению, долгое время управление отечественным здравоохранением строилось преимущественно на административных методах, а единственным источником финансирования был государственный бюджет. Финансирование отрасли основывалось на показателях ресурсного обеспечения (коечный фонд, число работников и.т.д.), при этом, роль экономических регуляторов, ведущих к расширению объема деятельности больниц и повышению качества медпомощи, игнорировалась.
По словам Виноградова, в 1993 г. в Красноярском крае начался новый этап развития здравоохранения, связанный с переходом его на систему обязательного медицинского страхования. Введение ОМС повлекло изменение методов финансирования медицинских учреждений, внедрение системы тарифов и дифференцированных цен на медуслуги.
Стоит отметить, что в настоящее время реализацию программы ОМС в крае осуществляют 155 учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС. Среди них - 7 краевых медучреждений, 129 - муниципальных, 16 - ведомственного подчинения и 3 – частных медзаведения. В расчете на душу населения затраты на оказание медицинской помощи в Красноярском крае в 1994 г. составили - 170,8 рубля на человека, в 2001г. – 1885,1 рубля, в 2002 г. – 2617,8 рубля. Абсолютные цифры 2001 г., по сравнению с 1994 г., выросли в 11 раз. Однако, по замечанию Виноградова, внутри группы районов суммы средств, выделяемых на душу населения в конкретном муниципальном образовании, существенно отличались друг от друга.
По его словам, отчетливо прослеживалась склонность органов местного самоуправления при утверждении местных бюджетов к приоритетному финансированию других отраслей - в ущерб здравоохранению. По расчетам Министерства экономики России, индекс реальных расходов на здравоохранение в 2001 г. по отношению к 1994 г. составил 14,03. По мнению Константина Виноградова, учитывая индекс, расходы на финансирование Программы госгарантий за эти годы - в расчете на одного жителя края - сократились с 170,8 до 134,4 рублей, или на 21,3%.
По мнению Виноградова, введение ОМС позволило сформировать стабильный, целевой источник финансирования здравоохранения, в результате чего снижение финансирования этой отрасли было не таким обвальным, как в других областях социальной сферы. Теперь, благодаря стараниям управления здравоохранения администрации края и красноярского краевого фонда ОМС, обеспечена возможность централизации финансовых ресурсов для выравнивания условий финансирования.
Как считает Константин Виноградов, для того, чтобы эффективно решать проблему использования выделяемых средств, необходимо и дальше вводить экономические рычаги, которые бы позволяли врачам не только лечить больных, но и заниматься профилактической работой, внедрять новые медицинские технологии, что позволит сделать лечебный процесс более интенсивным. Кроме того, по словам и.о. начальника управления здравоохранения администрации края, поскольку жители края получают помощь не только по месту жительства, но и в медучреждениях краевого, федерального и ведомственного подчинения, необходимы централизованные подходы и государственное регулирование при размещении всех ее ресурсов.
В заключение Виноградов отметил, что с учетом всего вышесказанного, основными направлениями совместной работы управления здравоохранения края и краевого фонда ОМС должно стать создание единой страховой системы финансирования медицинской помощи по Программе госгарантий, оказание населению бесплатной медицинской помощи, переход к единым методам оплаты помощи, оказанной в амбулаторно- поликлинической и больничной сети учреждений здравоохранения, создание преемственности на этапе лечебно-диагностического процесса между стационарами и амбулаторно-поликлиническими больницами. Таким образом, по мнению Константина Виноградова, только создав все требуемые условия, можно будет говорить о реализации принципа экономической эффективности системы здравоохранения края в целом.
ИА KNews