Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края изучат вопрос об эффективности использования средств краевого бюджета на закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2007 году на заседании сессии в числе особо острых. Такое решение принято 15 апреля после рассмотрения заключения Счетной палаты итогов проверки госзакупок.
По результатам проверки выяснилось, что победителями конкурсов по закупкам продуктов питания за счет средств краевого бюджета, в основном, являлись посредники, поставляющие их из-за пределов края и страны. Централизованные закупки продуктов питания для краевых бюджетных учреждений составили 1,7% от сельхозпродукции, произведенной в крае. На долю местного мяса и мясопродуктов в госзакупках приходится 0,06%, по молоку – 3% от общего количества. Объем импортной продукции, поставляемой в бюджетные учреждения по отдельным наименованиям составляет от 3,4% до 100% от закупок. Так, свинина (Дания, Бразилия) – 4%, говядина (Ирландия, Австралия) – 5,3%, печень говяжья (Австралия, Новая Зеландия) – 20%, куриные окорочка (США) – 53,3%, томаты свежие (КНР) – 100%.
В выводах заключения Счётной палаты отмечается, что при формировании государственного заказа отсутствуют продовольственные фонды, нет взаимной заинтересованности в закупках продукции, производимой в крае. Возрастает доля замещения местного сельскохозяйственного сырья импортными поставками по более низким ценам, что негативно влияет на развитие агропроизводства в регионе.
Кроме того, Счетной палатой выявлен ряд случаев, когда победители конкурсов нарушали условия договоров в части сроков поставки продуктов питания и количества поставляемой продукции. При систематических нарушениях договоров поставки в течение 2006 года и направлении в адрес агентства государственного заказа претензий к поставщикам, фактов предъявления им штрафных санкций или обращений в суд не установлено, а на 2007 год снова заключены контракты с поставщиками-нарушителями. Так, для детского центра реабилитации по двум контрактам было уменьшено количество поставляемых колбасных изделий, в результате чего суммарно поставлено меньше на 113,3 кг (14,2%) колбасы, чем было заявлено в контрактах. Поясняя причины проблем в системе организации и проведения государственных закупок товаров и продовольствия, руководитель агентства государственного заказа администрации края Дмитрий Кипнис сослался на несовершенство федерального законодательства в этой сфере.
Заместитель председателя комитета по экономической политике Всеволод Севастьянов назвал ситуацию в сфере госзаказа чрезвычайной. Он выдвинул предложение о необходимости изучить ситуацию в ходе заседания сессии парламента. «Представители администрации края, заместители губернатора, курирующие эту деятельность, должны проинформировать депутатов о том, каким образом планируется решать существующую проблему. Вполне возможно, что придется решать вопрос на уровне Федерального Собрания. Но начать нужно с крупномасштабного обсуждения проблемы у нас», – сказал Севастьянов.
Остальные члены комитета поддержали депутата, отметив проблематичность сложившейся ситуации и ее важное значение для решения многих вопросов в сфере образования, здравоохранения и других сферах социальной политики края.