Сегодня, 3 февраля, временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края Эдхам Акбулатов провел оперативное совещание с участием членов Совета безопасности по вопросам безопасности судоходства в Енисейском бассейне. Акбулатов отметил, что для целого ряда районов края речное сообщение является безальтернативным с точки зрения перевозки пассажиров и доставки грузов.
Докладывая о текущей обстановке в отрасли, начальник Енисейского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Юрий Рязанов рассказал о том, что в штате его подразделения всего чуть более 40 специалистов, которые контролируют порядка 10 тыс. километров водных путей и более 2,5 тыс. зарегистрированных судов.
«На каждого нашего сотрудника приходится порядка 400 километров водных путей. Таким количеством сил и средств мы вряд ли сможем стопроцентно обеспечивать безопасность на водных коммуникациях», — сказал Юрий Рязанов.
При этом на совещании было принято решение обратиться в федеральное правительство с предложением уточнить перечень водных путей Красноярского края. На сегодняшний день ряд рек и озер края, по которым осуществляется судоходство, в этот перечень не входят, а следовательно, надзорные органы не имеют никаких полномочий по контролю ситуации на этих водных объектах. В частности, на совещании шла речь о Норило-Пясинской водной системе. Кроме того, Эдхам Акбулатов поручил министерству энергетики, промышленности, транспорта и связи провести тщательный анализ и предложить для внесения в перечень также те акватории, которые в прошлые годы практически не использовались, но в силу реализации на территории региона крупных инвестиционных проектов стали эксплуатироваться интенсивно.
Одновременно с включением в перечень судоходных путей Красноярского края новых водных объектов, по мнению участников совещания, необходимо ставить вопрос в федеральном правительстве об усилении Енисейского управления государственного морского и речного надзора кадрами, выделении необходимого финансирования и техники для более эффективного контроля над судами и судовладельцами.
Присутствовавший на совещании генеральный директор ОАО «Енисейское речное пароходство» Александр Иванов рассказал, что большинство предпринимателей, эксплуатирующих суда в енисейском бассейне, связаны с пароходством контрактами на организованную сдачу загрязненных в процессе эксплуатации вод и отработанных нефтепродуктов. Но, несмотря на контракты, судовладельцы сдают очень небольшое количество жидких отходов и это дает право предполагать, что отходы судов сливаются в реки в нарушение экологических норм и правил.
Западно-Сибирский транспортный прокурор Сергей Феоктистов предложил директору пароходства передать все имеющиеся материалы по этому делу в прокуратуру, а Эдхам Акбулатов дал указание Совету безопасности принять меры по обозначенному вопросу.
В ходе совещания также было принято решение проработать с федеральным министерством транспорта проблему сокращения финансирования енисейского государственного бассейного управления, в задачи которого входит обеспечение качественного содержания водных путей, соответствующего всем современным нормам обозначения безопасных фарватеров. По словам Эдхама Акбулатова, правительство края должно выйти с аргументированной позицией — если сокращение финансирования поставит под угрозу выполнение плановых перевозок в период навигации, в том числе для северного завоза и для реализации инвестпроектов, этого сокращения допустить нельзя.
В связи с увеличением в регионе флота судов на воздушной подушке Эдхам Акбулатов дал распоряжение профильному министерству подготовить документы, регламентирующие эксплуатацию данного вида судов, а также правила, согласно которым, владельцы судов будут вести коммерческую деятельность.
«В ближайшее время мы обратимся в правительство Российской Федерации с предложением рассмотреть возможность увеличения финансирования территориальных надзорных органов, структур занимающихся содержанием водных путей. Также мы будем предлагать принять решения по другим обсуждаемым сегодня вопросам, находящимся в ведении федерации, но непосредственно влияющим на безопасность судоходства в бассейне реки Енисей. При этом необходимо очень точно оценить ситуацию, правильно рассчитать количество требуемых средств, чтобы в сложное, кризисное время расходовать федеральные средства максимально эффективно», — резюмировал Эдхам Акбулатов.