Комитет по вопросам законности и защиты прав граждан Законодательного Собрания края провел заседание за круглым столом «Реализация миграционной политики на территории Красноярского края: межведомственное взаимодействие». На мероприятие пригласили представителей национальных общин, УФМС России по Красноярскому краю, ГУ МВД России по Красноярскому краю, прокуратуры края, министерства экономики и регионального развития края, Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России, общественных организаций, глав ряда территорий, Уполномоченного по правам человека в крае.
«В силу необходимости выработать согласно указу президента до 2015 года концепцию в сфере миграционной политики нам нужно обозначить подходы, согласовать систему взглядов на процессы, происходящие в сфере миграции», — сказал председатель комитета Юрий Швыткин. При этом по итогам круглого стола будут составлены рекомендации по развитию и реализации данной концепции.
Сегодня в Красноярском крае проживают 144 тыс. легальных мигрантов. По сравнению с предыдущим годом их число увеличилось на 8%. Наибольшее количество в поисках работы прибывает из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, с Украины, из Армении, КНР, Азербайджана. Официальное разрешение на работу за 9 месяцев этого года получили 10 тыс. 583 мигрантов. Однако квота не исчерпана. На 2013 год она составляет 16,5 тыс. Квота оформляется ежегодно на основе заявок, поступивших от работодателей. Рассматривает заявки межведомственная комиссия через призму потребности, учитывая занятость населения и уровень безработицы. Преференции имеют граждане РФ. Больше всего заявок от работодателей поступает по отраслям: строительство, обрабатывающая промышленность, торговля, добыча полезных ископаемых.
По словам заместителя начальника управления общественных связей губернатора края Рашита Рафикова, согласно переписи населения в 2002 году в Красноярском крае проживали представители 137 национальностей, а в 2009 году — уже 159 национальностей. Отдельно докладчик остановился на проблеме ксенофобии. По национальному признаку она составляет 20–25%, по религиозному — 20–30%, по миграционному — 10–15%. «В итоге получаем, что мигрантофобия в крае достигает 70% процентов», — отметил Рафиков. Чтобы контролировать процесс, считает докладчик, требуется работа со СМИ. Кроме того, внимание следует уделять и социальным сетям, которые «при умелом манипулировании и спекулятивном подходе могут использоваться для разжигания межнациональной розни».
Заместитель начальника Федеральной миграционной службы по краю Игорь Потемкин сообщил о взаимодействии органов государственной власти и правоохранительных органов в сфере реализации миграционной политики на территории региона: «За 9 месяцев 2013 года иностранными гражданами в Красноярском крае совершено 413 преступлений, это меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В отношении же иностранных граждан совершено 196 преступлений, что на 11% больше, чем в 2012 году. В основном среди преступлений фигурируют кражи, побои, сбыт наркотических средств». По словам докладчика, в крае необходимо создавать программу, направленную на адаптацию этнических групп, профилактику межнациональных конфликтов. Кроме того, следует уделить внимание ужесточению визового режима для тех, кто въезжает в регион работать по найму.
«В прошлом и этом году квоты на работу в сельском хозяйстве для китайцев были аннулированы, — сказал Юрий Швыткин. — Но они — в том числе и в теплицах Березовского района — работали. Проблема остается. Почему так?»
Первый замглавы администрации Березовского района Александр Буденц ответить на этот вопрос затруднился, пояснив, что он недавно вступил в должность.
Игорь Потемкин пояснил, что проблема во многом заключается в том, что собственники земли в Березовском районе, где находятся теплицы, передают ее в аренду, арендаторы, в свою очередь, в субаренду — и в итоге концов не найти. По информации Потемкина, в этом году на мигрантов было составлено 1665 протоколов и наложено штрафов на 75 млн рублей. Штраф за одного «незаконного» китайца для работодателя может составить от 400 до 800 тыс. рублей. Парламентарии поинтересовались, сколько из этих 75 млн рублей было реально взыскано, но вопрос остался открытым.
В ходе дискуссий участники заседания пришли к мнению, что в краю нужна единая система в сфере миграционной политики, следует наладить координацию действий всех задействованных в формировании миграционной политики служб.
«Сегодня участники круглого стола отметили как положительные, так и отрицательные стороны в реализации миграционной политики на территории края, — подвел итог заседания Юрий Швыткин. — Мы вскрыли болевые точки, обозначили актуальные темы, которые в дальнейшем будут рассмотрены нами во время заседания профильного комитета. Например, мы не задели еще такой блок, как привлечение квалифицированной рабочей силы в регион. Мы не против мигрантов как таковых. И даже если бы не случилось небезызвестных событий в Бирюлево, мы все равно бы обсуждали темы, связанные с миграционными процессами. Но нам нужно обеспечить планомерную, грамотную государственную политику в этом вопросе».
Все поступившие предложения и замечания участников заседания лягут в основу рекомендаций, которые станут руководством к действию для целого ряда ведомств. Утвердить рекомендации парламентарии намерены на одном из ближайших заседаний профильного комитета.