Адвокат, член краевой избирательной комиссии Александр Глисков в своем интервью корреспонденту РИА "Экспресс" сообщил, что на выборах Губернатора Красноярского края увеличилось число нарушений законодательства. Их стало намного больше, и они стали более тяжкими - "фальсификация" стала обычным делом. Что касается содержания агитационных материалов, то если на выборах в краевой парламент оно ограничивалось тезисами "наш - не наш", сейчас кандидаты переходят к откровенным клевете и оскорблениям, что является, по сути, уголовным преступлением и должно немедленно пресекаться, считает Глисков. По мнению правозащитника, за последние два года избирательная комиссия превратилась из органа защищающего избирательные права граждан в политический инструмент отдельных кандидатов. Как следствие, и ее реакция на нарушения закона становится все более избирательной. То, что одним кандидатам ставится в вину, другим "сходит с рук".
Александр Глисков отметил в качестве примера неприкрытое использование в предвыборной гонке административного ресурса, который имеется в распоряжении некоторых особенно одиозных кандидатов. Например, один из кандидатов под видом служебных поездок, объехал половину края, рассказывая о собственных достоинствах и раздавая подарки избирателям. Делалось все это, естественно, за государственный счет. Другой распространенный вид нарушений связан с предвыборной агитацией через СМИ. Типичное нарушение всех выборов, и данных в особенности, поскольку выбирается глава края - распорядитель огромных ресурсов, это финансовые нарушения, допускаемые избирательными штабами кандидатов.
Также красноярский адвокат высказал свою точку зрения в отношении использования "грязных политтехнологий". Он отметил общеизвестный факт, что нельзя выпускать фальшивые газеты с критикой конкурентов, нельзя оскорблять и клеветать. В уголовном кодексе это называется преступлением. Глисков побывал на выставке "Черный пиар - ЧП краевого масштаба", которую организовывал штаб Усса. Большую часть экспозиции выставки составили обычные публикации в газетах или официальная агитация других кандидатов с критикой Усса и его программы. Складывается впечатление, что организаторы посчитали недопустимой любую критику своего кандидата. "По моим наблюдениям разговоры о "черном пиаре", как правило, исходят от тех, кто сам им занимается", - считает Глисков.
Речь пошла и о действиях крайизбиркома, направленных на пресечение нарушений законодательства о выборах. "Практически никаких мер комиссией не принимается",- заявил член крайизбиркома Александр Глисков. Он также отметил, что чтобы проверить работоспособность и эффективность какой - либо структуры, надо просто "повращаться внутри этой структуры". Александр Глисков, которому приходилось участвовать в заседаниях крайизбиркома и общаться с членами комиссии, заметил, что от работы с членами избирательной комиссии у него возникли вполне определенные ощущения: "Избирательная комиссия Красноярского края - это не энергичный властный орган здравомыслящих людей, а общество престарелых пенсионеров на отдыхе, которые не всегда осознают ту ответственность, которая на них возложена избирательным законом. Лица, занимающие ключевые посты в комиссии вообще не оценивают политическую ситуацию и не понимают своих задач. Или, может быть, понимают, но решают какие-то личные проблемы, отличные от тех задач и полномочий, которые они призваны решать и реализовывать в соответствии с Законом. Избиратели, юристы, общественные организации, указывающие на их промахи и недочеты, по словам членов комиссии, им только "мешают". Тем не менее, у крайизбиркома есть все полномочия, начиная от привлечения к административной ответственности и, заканчивая возможностью обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата, чтобы повлиять на ход выборов. Однако, пользоваться этими полномочиями комиссия так и не научилась. Стоит отметить, что еще на выборах в Законодательное Собрание со стороны комиссии в Краевой суд было подано девятнадцать заявлений об отмене регистрации кандидатов. И все 19 дел комиссия проиграла. Причем, проиграла вполне заслуженно. Кандидатов требовали снять с выборов, например, за то, что они перепутали улицу, где у них расположен гараж или не указали автомобиль, который у них украли 10 лет назад. И серьезные солидные люди вынуждены были ходить в суд, объясняться. Зато по действительно серьезным нарушениям, таким как разжигание социальной, национальной розни, клевете, использованию преимуществ должностного положения комиссия практически никаких мер не принимает. "С каждыми выборами уважение к комиссии со стороны со стороны суда, прокуратуры, избирателей падает", - отметил Глисков. Также красноярский юрист рассказал о скандале, связанном с выпуском фальшивой газеты "Красноярский рабочий". Случай, по мнению красноярского правозащитника, беспрецедентный. По данному факту прокурором края Георгию Кострыкину было вынесено представление об устранении нарушений законности. В итоге комиссия так и не приняла решение по существу. Все документы были уже в третий раз направлены в прокуратуру для организации дополнительной проверки. По все видимости, такое поведение Кострыкина можно объяснить отсутствием политической воли, боязнью принятия на себя ответственности, заметил Александр Глисков.