В инклюзивную образовательную сеть Красноярска войдет около 100 школ и детских садов, сообщили 26 мая в пресс-службе управления образования города.
Там напомнили, что один из лидеров красноярского образования в вопросах, связанных с обучением особых детей, — лицей № 11. С 2006 года на базе учреждения реализуется проект «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья». В рамках проекта на базе лицея особые ученики совместно с обычными детьми получают дополнительное образование. Некоторые ребята — участники проекта — со временем полностью перешли на обучение в лицей. На сегодняшний день в учреждении обучается 23 ребенка-инвалида, из них 9 человек учатся инклюзивно. Специально для работы с ними 9 педагогов прошли курсы повышения квалификации.
В лицее работают 4 педагога-психолога, 2 логопеда, учитель-дефектолог, тьютор. Учреждение сотрудничает с центрами медико-психологического сопровождения детей, а также с общественными организациями «Открытые сердца» и «Свет надежды». В обоих корпусах лицея построены пандусы, в здании младшей школы на лестнице установлено кресло-подъемник, оборудована комната психологической разгрузки, установлена звукоусиливающая аппаратура. В планах — оснащение и адаптация помещений под нужды детей-инвалидов во втором корпусе. За последние три года семь особых выпускников лицея поступили в красноярские вузы и успешно продолжают обучение.
Традиционно образование детей с особыми потребностями представляло собой изолированную систему — либо на дому, либо в специальных коррекционных учреждениях. Как показывает практика, это не способствует социальной адаптации детей. Недавно в образовании стал утверждаться инклюзивный подход — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся.
В школах и детских садах Красноярска получают образование 1015 детей-инвалидов. Среди них слабовидящие и слабослышащие, дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, а также дети с нарушением интеллекта. Инклюзивно (совместно с детьми, не имеющими проблем со здоровьем) получают образование около 200 ребятишек. Дети являются полноправными участниками образовательного процесса, посещают занятия вместе с обычными детьми, участвуют в общих мероприятиях. Школы и детские сады самостоятельно разрабатывают адаптированные программы обучения, а также занимаются вопросами социализации особых детей.
Руководитель главного управления образования Алексей Лапков рассказал:
«Перспектива ближайших нескольких лет — создание сети площадок реализации инклюзивного образования. Планируется, что учреждения будут разделены на три группы: универсальные, базовые и доступные. В „универсальных“ детских садах и школах будут созданы условия для всех особых детей. „Базовые“ учреждения смогут реализовать адаптированную программу для детей слабослышащих, слабовидящих, задержкой психологического развития. „Доступные“ учреждения подойдут детям с проблемами опорно-двигательного аппарата, которые смогут обучаться в специальной адаптированной среде. В течение двух лет в „инклюзивную сеть“ должно войти до 25 % от общего числа образовательных учреждений города. В каждом микрорайоне города должны появиться школы и детские сады разных типов, которые будут готовы принять особых ребятишек».
В настоящий момент 29 учреждений города оснащены пандусами, в прошлом году 7 школ уже получили специальное оборудование для работы с особыми детьми, в учреждениях оборудованы сенсорные комнаты, кабинеты дефектологов и логопедов, приобретены слухоречевые тренажеры. В период летних каникул еще 10 учреждений города, среди них школы № 12, 17, 51, 76, 133, 137, 147, лицеи № 1 и 12, гимназия № 11, получат средства из федерального бюджета в размере 1,1 млн рублей на создание инклюзивного пространства. Деньги будут направлены на строительство пандусов, лестничных подъемников, специализированной мебели, приобретение видеоувеличителей, тренажеров по системе Брайля, специальных компьютеров для детей с ДЦП, создание логопедических пунктов и сенсорных комнат. В 2015 году еще 15 школ стали победителями конкурса и получат финансирование в рамках государственной программы «Доступная среда» в сумме от 644 тысяч до 2 миллионов рублей.
В управлении отметили, что главная задача на сегодня — расширение сети учреждений, систематизация имеющегося опыта, создание четкого алгоритма действий, который позволит родителям обучать и социализировать ребенка с особыми потребностями. В настоящее время утвержден федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья, его реализация начнется в следующем учебном году. Также формируется профессиональный стандарт педагога, проводится повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию.